XVIII- начало XX века

В 1700 г. Петр I возобновил борьбу за выход России к берегам Балтики, за возвращение земель "дедич и отчич". Территория современной Ленинградской области стала театром военных действий Северной войны (1700-1721).

В октябре 1702 г. русские войска под руководством Петра I овладели крепостью Нотебург(Орешек) в истоке Невы. Весной 1703 г. войска фельдмаршала Б. П. Шереметева завершили освобождение Ижорской земли от шведского владычества. 1 мая 1703 г. русским войскам сдалась крепость Ниеншанц, 16 мая и 27 мая были взяты крепости Ям и Копорье.

Закрепляя выход России к морю, Петр I 16 мая 1703 г. в устье Невы на Заячьем острове заложил новую крепость Санкт-Петербург, под защитой которой стал расти город.

Морским щитом Петербурга стал форт Кроншлот, сооруженный весной 1704 г. в Финском заливе близ острова Котлин (в 1712 г. здесь был заложен город, названный в 1723 г. Кронштадтом). В это же время на реке Свирь в Лодейном Поле началось строительство первых кораблей нарождающегося Балтийского флота.

В 1704-1705 гг. и 1708 г. шведские войска флот совместными ударами пытались вновь овладеть берегами Невы, но потерпели поражение. Лишь после взятия русскими войсками в 1710 г. Выборга и Кексгольма (Корела) исчезла постоянная угроза шведских нападений на Петербург. С этого времени военные действия были перенесены за границы современной Ленинградской области. В связи с этим в 1712 г. в Петербург переехал царский двор, Сенат и иностранные послы. Город-порт, база Балтийского флота превратился в столицу России.

Северная война завершилась в 1721 г. Ништадтским миром, который вернул России ее древнюю Ижорскую землю. За Россией был закреплен Карельский перешеек с Выборгом, территории Эстляндии и Лифляндии.

 В эпоху существования Новгородского государства территория современной Ленинградской области входила в состав Водской, Шелонской и Обонежской пятин (административно-территориальных областей Новгородской республики). За Водской пятиной закрепилось и другое название - Ижорская земля. В XVII в. шведы именовали ее Ингерманландией. В 1708 г. территория Ижорской земли вошла в состав Ингерманландской губернии, переданной в управление А. Д. Меньшикову. В 1710 г. губерния была переименована в Санкт-Петербургскую.

Развитие Петербурга как столицы, торгового порта, военно-морской базы, превращение его в крупнейший промышленный центр существенно отразилось на социально-экономическом положении Северо-Запада России в XVIII-начале XX вв.
На повседневной жизни Санкт-Петербургской губернии начиная с XVIII в. сказывались потребности столицы в строительных материалах. Уже в начале XVIII в. действовали кирпичные заводы на реках Ижоре, Тосне, Неве (у Шлиссельбурга), у Стрельны и Петергофа. Известь заготавливали на реках Сясь, Тосна, Пудость. В оформлении многих зданий Петербурга использовалась известняковая плита, добывавшаяся в каменоломнях близ села Путилова. Этой же плитой были вымощены тротуары Петербурга. Подожским камнем-известняком, добываемым около Гатчины на реке Пудость, облицованны фасады Казанского собора. Для строительных работ столицы постоянно требовался лес, который заготавливали в Новоладожском, Тихвинском, Ямбургском, Лужском уездах и сплавляли по Неве, Тосне. В губернии действовали многочисленные лесопильные заводы.
Особое место в промышленном развитии Северо-Запада России XVIII-XIX вв. играли предприятия, связанные со строительством Балтийского флота и вооружением армии.
До 1830 г. действовала Олонецкая верфь в Лодейном Поле. С ее стапелей было спущено более 450 судов. Корабли, построенные замечательными русскими мастерами, с честью несли Андреевский флаг в морских сражениях на Балтике и Средиземном море, участвовали в кругосветных плаваниях и географических открытиях.
Для нужд флота в 1723г. был создан Ижорский завод, превратившийся в крупнейшее предприятие тяжелого машиностроения. Огнестрельное и холодное оружие, а также продукцию для флота с 1724г. выпускал и Сестрорецкий оружейный завод, старейшее предприятие на территории области.
Создание столицы на окраине государства потребовало в XVIII-XIX вв. немалых усилий по организации транспортных связей с центральными районами страны. Первостепенную роль в доставке грузов в Петербург играли водные пути сообщения.
Большое значение для экономического развития Петербургской губернии во второй половине XIX в. имело строительство железных дорог, проходивших по ее территории. Первая железная дорога Петербург - Царское Село была открыта еще в 1837 году. В 1851 г. было закончено сооружение двухколейной Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Петербург.
Во второй половине XIX в. по территории губернии были проложены Финляндская, Балтийская, Московско-Виндава-Рыбинская, Варшавская, Северная (Петербург-Вологда-Вятка) и ряд других железных дорог. Их доля в грузовых и пассажирских перевозках росла с каждым годом. Вместе с тем нисколько не уменьшалось значение привычных российских трактов.
Автором проекта железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой и начальником Северной дирекции строительства был инженер П. П. Мельников. Почетный член Петербургской академии наук, первый министр путей сообщения, профессор П. П. Мельников (1804-1880) воспитал большое число высококвалифицированных инженеров, на свои средства построил у станции Любань школу и интернат для детей низкооплачиваемых железнодорожников и дом для престарелых.
Особое место в промышленном развитии Северо-Запада России ХVIII-ХIХ веков занимали предприятия, связанные со строительством Балтийского флота и вооружением армии. В 1702 году на берегу Свири, восточнее деревни Мокришвицы, была основана судостроительная верфь, получившая по своему местоположению в крае название Олонецкой. Местное население называло ее Лодейной Пристанью, или Лодейным Полем. Состояла она из кузницы, смолокурни, канатного двора, мастерских, амбаров, жилых домов, чертежной и лазарета, которые возвели за несколько месяцев. Для царя Петра построили «дворец» - обыкновенный деревянный дом. В течение всего года здесь велись спешные работы, и уже в августе 1703 года в Лодейном Поле в присутствии Петра I спустили на воду фрегат «Штандарт» - первенец будущего Балтийского флота. Олонецкая верфь в Лодейном Поле действовала до 1830 года. С ее стапелей было спущено более 450 судов. И сегодня в этом районном центре Ленинградской области, которому в 2002 году исполнилось 300 лет, действует судостроительное предприятие.
Развитие Петербургской губернии в ХIХ веке происходило в благоприятных условиях. К концу столетия на ее территории насчитывалось 275 предприятий, на которых работало 30 тысяч человек.  Протяженность железнодорожных путей в губернии составляла 900 верст. К началу ХХ века губерния имела развитые линии связи: кроме почты, действовали телефон, телеграф, радио. Закончилось строительство нового обводного Ладожского канала, обновлена Мариинская водная система, в результате ее пропускная способность возросла в 4 раза. В канун Октябрьской революции на территории губернии насчитывалось около двух тысяч дворянских усадеб. Некоторые из них сохранились и сегодня.

 

© 2001-2017 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.