Пояснительная записка

к проекту областного закона «О предоставлении отдельным категориям граждан социальных выплат для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области»

Законопроект «О предоставлении отдельным категориям граждан социальных выплат для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» разработан во исполнение пункта 2 протокола видеоконференции Губернатора Ленинградской области с главами муниципальных образований и главами администраций муниципальных образований Ленинградской области от 19.04.2010 («Разработать механизм, предусматривающий предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам, обеспеченным земельными участками в соответствии с областным законом от 14.10.2008 №105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области»).

В настоящее время на территории Ленинградской области реализуются  федеральные и областные долгосрочные целевые жилищные программы, условием участия в которых является признание граждан и семей нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно п.5 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, получившие земельный участок снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, что влечет за собой утрату права на получение социальных выплат для строительства жилья в рамках действующих программ. Однако, граждане, получившие земельный участок в соответствии с областным законом от 14.10.2008 №105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» (далее – областной закон №105-оз), фактически остаются нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно п. «к» ст.72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На основании данной конституционной нормы был принят Федеральный закон – Жилищный кодекс Российской Федерации, в котором, вопросы предоставления социальных выплат лицам (нуждающимся в улучшении жилищных условий), осуществляющим индивидуальное жилищное строительство, урегулированы не были. Таким образом, основанием для разработки областного закона являются положения части третьей статьи 263-1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

17.06.2011 принят областной закон  № 48-оз «О внесении изменений в областной закон «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области», предусматривающий бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного     строительства гражданам Российской Федерации, являющимся членами многодетных семей, учтенных в регистре многодетных семей Ленинградской области, и молодым специалистам.

Законопроектом «О предоставлении отдельным категориям граждан социальных выплат для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» предусмотрено предоставление социальных выплат на строительство индивидуального жилого дома гражданам Российской Федерации, являющимся членами многодетных семей, молодых семей, молодым специалистам, заключившим договор аренды земельного участка в соответствии с областным законом №105-оз.

В декабре 2011 года настоящий законопроект рассматривался на заседании Правительства Ленинградской области, после чего был направлен на доработку. Членами Правительства Ленинградской области было высказано замечание к законопроекту об отсутствии гарантии достижения результата, а именно готовности  дома к проживанию в нем, и соответственно использования бюджетных средств по целевому назначению. В связи с этим при доработке в законопроекте было предусмотрено условие предоставления социальных выплат при подведении к земельному участку электроэнергии, а также подтверждение произведенных расходов, связанных с возведением объекта индивидуального жилищного строительства. Риск использования бюджетных средств не по целевому назначению, а также риск не достижения результата при использовании социальных выплат в данном случае минимизирован.

С учетом изменений в статье 56 Жилищного кодекса Российской Федерации многодетные семьи не должны сниматься с учета нуждающихся в жилых помещениях после предоставления им от органа местного самоуправления или органа государственной власти земельного участка, что позволяет им участвовать в долгосрочных целевых программах, направленных на улучшение жилищных условий.

В соответствии с областным законом №105-оз члены многодетных семей имеют право на получение земельного участка независимо от постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях. На учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, признанные в установленном порядке малоимущими. Однако не все граждане -  члены многодетных семей, получающие земельный участок – малоимущие, но фактически нуждаются в улучшении жилищных условий. Из законопроекта категория  «члены многодетной семьи» не исключена, однако ее определение дополнено. Таким образом, многодетным семьям предоставляется дополнительный механизм  улучшения жилищных условий (помимо долгосрочных целевых программ) в виде указанного проекта областного закона.

Законопроектом предусматривалось предоставление социальных выплат многодетным семьям на строительство индивидуального жилого дома в размере 90% от расчетной стоимости жилья. После доработки размер социальных выплат приведен в соответствие с размером социальных выплат, предоставляемых в рамках долгосрочных целевых программ – 70% расчетной стоимости жилья. Данная мера (при одинаковом размере социальных выплат) позволит, во-первых,  сократить финансовые затраты на реализацию областного закона за счет принятия многодетных семей в участники  долгосрочных целевых программ.

Подавляющее большинство многодетных семей попадает в категорию малообеспеченных в основном из-за низкой конкурентоспособности трудоспособных членов таких семей, обусловленной в большинстве случаев занятостью в воспитании детей и семейными обязанностями.

По данным муниципальных образований Ленинградской области земельные участки предоставлены 621 многодетной семье.

Настоящим законопроектом предусматривается предоставление социальных выплат членам многодетных семей (на многодетную семью в целом) в размере 70% расчетной стоимости строительства индивидуального жилого дома.

Поскольку более 80% многодетных семей – это семьи с тремя детьми, расчет необходимых затрат произведен из расчета нормы предоставления жилых помещений на семью составом 5 человек (по 18 кв.м. на каждого члена семьи =   90 кв.м.) и стоимости 1 кв.метра общей площади жилья 39,500 тыс. рублей.

Для того, чтобы обеспечить социальными выплатами все  многодетные семьи (621), которые заключили договор аренды земельного участка необходимо предусмотреть в областном бюджете 1545358,5 тыс. рублей

Проектом областного закона предусмотрено условие предоставления социальных выплат – наличие действующего договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям применительно к земельному участку. Из 621 предоставленных земельных участков только к  297 подведено электричество.

Поскольку строительство домов на предоставленных участках еще не осуществлялось, 297 многодетных семей, по условиям, предусмотренным настоящим законопроектом, могут обратиться только за первой частью социальных выплат.

Таким образом, на предоставление первой части социальных выплат    297 многодетным семьям, имеющим земельный участок, присоединенный к электрическим сетям, потребуется 369542,25 тыс. рублей. При условии, что многодетные семьи используют первую часть социальных выплат, в течение года приобретут домокомплект или создадут объект индивидуального жилого строительства и обратятся за второй частью социальных выплат, в областном бюджете необходимо предусмотреть еще 369542,25 тыс. рублей

С 2008 года договор аренды земельного участка заключили 14 молодых специалистов. Таким образом, исходя из нормы обеспечения жилым помещением молодого специалиста 33 кв.м. и стоимости 1 кв.метра общей площади жилья  39,500 тыс. рублей необходимо предусмотреть в областном бюджете 12774,3 тыс. рублей для обеспечения возможности предоставления социальных выплат в размере 70% расчетной стоимости строительства индивидуального жилого дома 14 молодым специалистам. При этом из 14 предоставленных земельных участков только               7 присоеденены к электрическим сетям. Таким образом,  в соответствии с условием предоставления   социальных   выплат,  для   предоставления  социальных  выплат  7 молодым специалистам, имеющим земельный участок, обеспеченный электричеством, необходимо предусмотреть 6387,15 тыс. рублей.

С 2008 по 2011 год (до вступления в силу областного закона от 17.06.2011    № 48-оз «О внесении изменений в областной закон «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области») договор аренды земельного участка заключили 218 молодых семей. Исходя из нормы обеспечения жилым помещением молодой семьи численным составом 3 человека (в среднем) и стоимости 1 кв.м. общей площади жилья 39,500 тыс. рублей необходимо предусмотреть в областном бюджете 325495,8 тыс. рублей для обеспечения возможности предоставления социальных выплат в размере 70% расчетной стоимости строительства индивидуального жилого дома 218 молодым семьям. Из 218 земельных участков, предоставленных молодым семьям, 155 присоеденены к электрическим сетям. Таким образом, для предоставления социальных выплат            155 молодым семьям, имеющим земельный участок, обеспеченный электричеством, необходимо предусмотреть 231430,5 тыс. рублей.

Таким образом, за предоставлением социальных выплат в соответствии с условиями, предусмотренными настоящим проектом областного закона могут обратиться 459 граждан, заключивших договор аренды земельного участка, и у которых земельный участок присоединен к электрическим сетям. Для 459 таких граждан необходимо выделить из областного бюджета 1783176,15 тыс. рублей.

Порядок предоставления социальных выплат гражданам, определенным законопроектом, планируется установить нормативно-правовым актом Правительства Ленинградской области, в котором также будет предусмотрено предоставление социальных выплат в пределах лимита средств областного бюджета, предусмотренных в планируемом финансовом году на реализацию областного закона «О предоставлении отдельным категориям граждан социальных выплат для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области».

Настоящий проект областного закона  размещен в сети Интернет на сайте Администрации Ленинградской области с целью обеспечения проведения его независимой антикоррупционной экспертизы.

Председатель комитетапо строительству

Ленинградской области      Н.Крутов




 

 



Документы по теме:
::  Пояснительная записка к проекту областного закона «О предоставлении отдельным категориям граждан социальных выплат для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» (71Кб)

© 2001-2018 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.