ОТЧЕТ

к проекту постановления Правительства Ленинградской области «Об  итогах  выполнения долгосрочной  целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009 – 2012 годы и на период до 2013 года»

В 2013 году завершилась реализация долгосрочной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009 – 2012 годы и на период до 2013 года» (далее – Программа), утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 16 ноября 2009 года № 344 (с изменениями).

В рамках Программы в 2009-2013 гг. была продолжена работа, начатая в 2008 году в ходе реализации региональной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2008-2010 годы».

На реализацию комплекса мер, направленных на сохранение и постоянное воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, в пятилетней перспективе, с 2009 по 2013 годы, предусматривалось выделение средств в размере 2951349,6 тыс.руб., в том числе:

  • - из областного бюджета – 822782,6 тыс.руб. (в 2009 году –  118650 тыс.руб., в 2010 году - 120000 тыс.руб., в 2011 году - 188000 тыс.руб., в 2012 году -  187860  тыс.руб., в 2013 году – 208272,6 тыс.руб.);
  • - из средств федерального бюджета –  51808 тыс.руб. (в 2009 году – 30997 тыс.руб., в 2011 году – 15337 тыс.руб., в  2012 году –  5474 тыс.руб.);
  • - за счет   средств местных   бюджетов – 43600 тыс.руб. (в 2009 году – 6400   тыс.руб.,   2010 году – 7200 тыс.руб.,   в 2011 году –  8000 тыс.руб., в 2012 году – 9000 тыс.руб., в 2013 году – 13000 тыс.руб.);
  • - за счет средств прочих источников – 2033159 тыс.руб. (в 2009 году – 339450 тыс.руб., 2010 году – 428600 тыс.руб., в 2011 году – 335056 тыс.руб., в 2012 году – 510003 тыс.руб., в 2013 году –  420050 тыс.руб.).

Фактическое финансирование за период реализации программы составило 3052890,9 тыс.руб. или 103,4 %, в том числе:

  • - областной бюджет – 820812,9 тыс.руб. или 99,8%;
  • - федеральный бюджет – 155334,3 тыс.руб. или 299,8 %;
  • - местный бюджет – 39980,1 тыс.руб. или 91,7 %;
  • - прочие источники – 2036763, 6 тыс.руб. или 100,2 %.

Выполнение работ за период реализации программы составило  3052864,7 тыс.руб. или 103,4 %, в том числе:  

  • - областной бюджет – 820812,9 тыс.руб. или 99,8%;
  • - федеральный бюджет – 155308,1 тыс.руб. или 299,8 %;
  • - местный бюджет – 39968,3 тыс.руб. или 91,7 %;
  • - прочие источники – 2036775, 4 тыс.руб. или 100,2 %.

В течение всего срока реализации в Программу вносились изменения редакционного характера, а также изменения, предусматривающие увеличение объемов бюджетных ресурсов.

Поскольку приоритетными задачами по сохранению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов являются мелиоративные мероприятия, агрохимические мероприятия, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, то и меры финансовой поддержки в рамках Программы были направлены на эти мероприятия.

Реализация мелиоративных мероприятий содействовала, прежде всего, улучшению состояния и повышению эффективности ранее мелиорированных земель, предотвращению повторного заболачивания полей и деградации почв.

Агрохимические мероприятия были направлены на сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственных угодий.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы способствовали внедрению в сельскохозяйственную практику, прежде всего в земледелие и растениеводство, современных научных разработок.

Мелиоративные мероприятия

Программой предусматривались следующие мелиоративные мероприятия:

  • работы капитального характера (реконструкция мелиоративных систем);
  • содержание и текущий ремонт мелиоративных систем;
  • капитальный ремонт мелиоративных систем;
  • культуртехнические работы;
  • разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт, реконструкцию мелиоративных систем;
  • создание пространственно-распределительной базы данных геоинформационной системы мониторинга мелиоративных объектов;
  • противопаводковые мероприятия;
  • мелиоративные мероприятия на рыбохозяйственных водоемах.

Работы капитального характера по реконструкции межхозяйственной осушительной сети за счет средств областного бюджета ежегодно проводились в двух муниципальных районах Ленинградской области согласно адресной программе: 2009 год – Кировский, Приозерский районы; 2010 год – Лужский, Приозерский районы; 2011 год - Тосненский, Волховский районы; 2012 год - Лужский, Приозерский районы; 2013 год – Всеволожский, Тихвинский районы.

Содержание и текущий ремонт мелиоративных систем (включая обследование мелиоративных систем), создание пространственно-распределительной базы данных геоинформационной системы мониторинга мелиоративных объектов выполнялись ежегодно за счет средств областного бюджета.

Капитальный ремонт мелиоративных систем, разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию мелиоративных систем выполнялись ежегодно по заявкам путем государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в виде субсидий.

Культуртехнические работы – комплекс мелиоративных мероприятий по удалению с поверхности и из обрабатываемого слоя почвы древесной растительности, пней, погребенной древесины, камней, кочек, мохового очеса, остатков старых сооружений, ликвидации мелкоконтурности, первичной обработке почвы, планировке и выравниванию поверхности. На протяжении всего периода действия Программы культуртехнические работы выполнялись ежегодно за счет средств сельхозтоваропроизводителей с целью предотвращения выбытия земель из сельскохозяйственного оборота.

В качестве источников финансирования мелиоративных мероприятий, Программой предусматривались средства областного бюджета посредством прямого финансирования работ на государственной мелиоративной сети и путем государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в виде субсидий, а также средства внебюджетных источников. Общий объем финансирования мелиоративных мероприятий Программы на период 2009-2013г.г. планировался в размере 1054142 тыс.руб., из них за счет средств областного бюджета - 289006,0 тыс.руб., за счет средств местных бюджетов – 43600 тыс.руб., за счет прочих источников – 721536 тыс.руб. 

Следует отметить, что в Программе не предусматривалось финансирование мелиоративных мероприятий за счет средств федерального бюджета. Средства федерального бюджета выделялись в соответствии с Соглашениями между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Ленинградской области на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до   2013 года».

Однако, в отчеты 2009-2010г.г. были включены мероприятия, финансируемые из средств федерального бюджета по Соглашениям с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Ленинградской области. К этим мероприятиям отнесены: мелиоративные мероприятия на рыбохозяйственных водоемах, противопаводковые мероприятия (ремонт мелиоративных систем) и реконструкция мелиоративных объектов.

Фактическое финансирование программных мероприятий по мелиорации за пять лет составило 982278,1 тыс.руб. или 93,2 % от средств в размере   1 054 142,0 тыс. руб., предусмотренных по Программе, из которых:

- областной бюджет – 287136,0 тыс.руб. или 99,4% (в 2009 году –  31000,0 тыс.руб. или 100%; в 2010 году – 32986,0 тыс.руб. или 99,9%; в   2011 году – 66298,6 тыс.руб. или 99,7%, в 2012 году – 65745,4 тыс.руб. или 99,2%, в 2013 году –  91106,0 тыс.руб. или 98,7%); 

- федеральный бюджет - 63344,3 тыс.руб., в том числе в 2009 году - 41344,3 тыс.руб. (на реконструкцию мелиоративных объектов –   18244,3 тыс.руб., на мелиоративные мероприятия на рыбохозяйственных водоемах – 1000,0 тыс.руб., на противопаводковые мероприятия –   22100,0 тыс.руб.); в 2010 году – 22000,0 тыс.руб (на реконструкцию мелиоративных объектов – 12000,0 тыс.руб.; на  противопаводковые мероприятия – 10000 тыс.руб.);

- средства муниципальных бюджетов и прочих источников –   631797,8 тыс.руб. или 82,6% (из них: местный бюджет – 22838,9 тыс.руб. или 52,4%, прочие источники –  608958,9 тыс.руб. или 84,4%).

Выполнение программных мероприятий по мелиорации за пять лет составило 982251,9 тыс.руб. или 93,2% от средств предусмотренных по Программе, из которых:

  • областной бюджет – 287136,0 тыс.руб. или 99,4% (в 2009 году –   31000,0 тыс.руб. или 100%; в 2010 году – 32986,0 тыс.руб. или 99,9%; в  2011 году – 66298,6 тыс.руб. или 99,7%, в 2012 году – 65745,4 тыс.руб. или 99,2%, в 2013 году – 91106,0 тыс.руб. или 98,7%); 
  • федеральный бюджет – 63318,1 тыс.руб., в том числе в 2009 году - 41344,3 тыс.руб. (на реконструкцию мелиоративных объектов –  18244,3 тыс.руб., на мелиоративные мероприятия на рыбохозяйственных водоемах – 1000,0 тыс.руб., на противопаводковые мероприятия –  22100,0 тыс.руб.); в 2010 году – 21973,8 тыс.руб. (на реконструкцию мелиоративных объектов – 12000 тыс.руб.; на противопаводковые мероприятия – 10000 тыс.руб.);
  • средства муниципальных бюджетов и прочих источников – 631797,8 тыс.руб. или 82,6 % (из них: местный бюджет – 22827,1 тыс.руб. 52,4%, прочие источники –  608970,7 тыс.руб. или 84,4%).

Неполное освоение средств областного бюджета по мелиоративным мероприятиям, в основном, объясняется длительностью процедуры внесения изменений в Программу после проведения открытых аукционов и снижения начальной цены контрактов по работам капитального характера в 2011, 2012, 2013 годах.

Целевые задания на мелиоративные мероприятия при этом не изменялись.

Показатели, достигнутые в ходе выполнения мелиоративных мероприятий Программы представлены в таблице.

№ п/п

Наименование мероприятия

Единица измерения

Плановое значение по Программе

Выполнение работ

  1.  

Предотвращение выбытия земель из сельскохозяйственного оборота

тыс. га

51,6

51,6

  1.  

Защита от затопления и подтопления

тыс. га

5,7

5,75

  1.  

Реконструкция каналов государственной мелиоративной сети

км

53,15

53,35

  1.  

Содержание и текущий ремонт государственной мелиоративной сети

км

271,5

289,2

  1.  

Капитальный ремонт внутрихозяйственной мелиоративной сети

га

12478

12628

  1.  

Создание базы данных геоинформационной системы мониторинга мелиоративных объектов

шт.

1940

1940

  1.  

Разработка информационно-аналитической системы на основе геоинформационной системы мониторинга мелиоративных объектов в целях анализа перспектив сельскохозяйственного использования мелиорированных земель

уч.

160

160

Мелиоративные мероприятия, предусмотренные Программой, выполнялись с целью улучшения состояния ранее мелиорированных земель, повышения эффективности их использования и создания надежного уровня экологической безопасности мелиоративных систем. Запланированные на  2009-2013 годы мелиоративные мероприятия носили поддерживающий характер, инженерные работы по реконструкции выполнялись локально, без коренного изменения, сложившегося за период использования ранее мелиорированных земель гидрологического режима территорий.

 Необходимо отметить, что реализация мелиоративных мероприятий в 2009-2013 годах позволила предотвратить выбытие из сельскохозяйственного оборота 51,6 тыс.га земель сельскохозяйственного назначения, обеспечила защиту от затопления и подтопления 5,75 тыс.га сельскохозяйственных угодий.

За эти годы проведена реконструкция каналов государственной мелиоративной сети протяженностью 53,35 км, обеспечено содержание и текущий ремонт государственной мелиоративной сети на каналах протяженностью 289,2 км. Капитальный ремонт внутрихозяйственной мелиоративной сети выполнен на площади 12 628 га.

За период действия Программы на 160 участках разработана информационно-аналитическая система на основе геоинформационной системы мониторинга мелиоративных объектов в целях анализа перспектив сельскохозяйственного использования мелиорированных земель, на 1940 мелиоративных объектах разработана база данных геоинформационной системы мониторинга.

В условиях, когда значительная часть осушительных систем в Ленинградской области имеет большой срок эксплуатации, приближающийся к нормативной продолжительности использования, выполнение мелиоративных мероприятий в рамках Программы позволило поддерживать мелиоративные системы в хозяйствах, ведущих активное производство, в надлежащем состоянии. Проведенная работа позволила предотвратить дополнительный выход мелиоративных систем из строя, вторичное заболачивание земель, вывод земель из сельскохозяйственного использования, предотвратила возврат к активному подзолистому процессу и, соответственно, к резкому падению плодородия почв.

Мелиоративные мероприятия в течение действия Программы выполнялись только как минимально необходимые для внедрения новых технологий работы по улучшению состояния ранее мелиорированной и наиболее интенсивно используемой части пашни и поддержания работоспособного состояния мелиоративных систем на менее интенсивно используемых угодьях.

Агрохимические мероприятия

Программой были предусмотрены следующие агрохимические мероприятия:

  • агрохимическое обследование;
  • эколого-токсикологическое обследование;
  • фитосанитарный мониторинг;
  • применение агрохимикатов, в том числе минеральных удобрений, пестицидов и других видов удобрений;
  • известкование почв;
  • применение (приобретение, заготовка) торфа;
  • мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на тестовых полигонах;
  • обобщение результатов агрохимического обследования.

Агрохимическое обследование почв земель сельскохозяйственного назначения проводилось ежегодно с 2009 по 2013 год. За весь период действия Программы было обследовано 117,632 тыс.га или 105 % от плана (план 112,0 тыс. га). Данные агрохимического обследования позволили оценивать текущее состояние плодородия почв, его динамику, а также эффективность проводимых мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв. Полученные данные стали основой для разработки научно-обоснованных рекомендаций по использованию минеральных и органических удобрений при возделывании овощей, картофеля, зерновых и кормовых культур. Финансирование работ по проведению агрохимического обследования предусматривалось из средств областного бюджета в размере 17061,2 тыс.руб. и за счет средств прочих источников в размере 24070 тыс.руб. По итогам реализации Программы средства областного бюджета были израсходованы в размере 16997,6 тыс.руб. или 99,6 % от запланированных объемов.

Эколого-токсикологическое обследование позволяет оценивать экологическое состояние пахотных земель, используемых для выращивания продовольственных культур (овощей и картофеля), а также контролировать ранее выявленные ареалы сельскохозяйственных угодий с повышенным содержанием токсикантов.

Эколого-токсикологическое обследование планировалось проводить исключительно за счет средств сельхозтоваропроизводителей на площади до 8 тыс. га ежегодно. Однако этот показатель не был достигнут ни в один из годов реализации Программы в связи с недостаточностью собственных средств у сельхозтоваропроизводителей в условиях финансового дефицита. Обследование было проведено на площади 3343 га, что составляет 19 % от планируемых  17600 га. Затрачены средства сельхозтоваропроизводителей на эколого-токсикологическое обследование в размере 834 тыс.руб., что составляет 11,4% от запланированных на это мероприятие средств -  7300 тыс.руб.

Фитосанитарный мониторинг проводился ежегодно с 2009 по 2012 годы на площади 21000 га, в 2013 году – на площади 26750 га. Плановый объем проведения данного мероприятия –   21 000 тыс.га.

Целью работы является улучшение фитосанитарного состояния почв путем предотвращения распространения вредителей, болезней растений и сорных растений, направленное на обеспечение стабильно высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Проведение фитосанитарного мониторинга позволяет контролировать фитосанитарное состояние почв и разрабатывать меры по их улучшению. Фитосанитарный мониторинг включает прогноз и установление наиболее вероятного уровня распространения, численности, интенсивности развития и вредоносности основных сельскохозяйственных вредителей и болезней растений, сорных растений. В основе фитосанитарного мониторинга используется система наблюдений, состоящая из многократного фитосанитарного обследования сельскохозяйственных угодий, идентификации выявленных объектов, а также диагностики вредителей и болезней картофеля, заложенного на хранение, получение необходимой информации для определения фитосанитарной обстановки (состояния экосистемы на определенной территории в конкретно указанное время по составу и уровню развития вредных организмов), выявление наиболее уязвимой фазы развития вредных организмов, сигнальные сообщения, рекомендации сельскохозяйственным товаропроизводителям о необходимости проведения защитных мероприятий.

За годы действия Программы произошло улучшение фитосанитарного состояния почв на площади не менее 21 тыс.га. Средства, предусмотренные из областного бюджета в размере 4450 тыс.руб., были использованы в полном объеме (4449,8 тыс.руб.).

Стабильные объемы применения агрохимикатов, в том числе минеральных удобрений, пестицидов и других видов удобрений позволили обеспечить приближенную к научно обоснованной потребность в основных элементах питания для выращивания сельскохозяйственных культур на активно используемых площадях, в том числе за счет применения новых наиболее рациональных способов внесения удобрений. Средства защиты растений использовались для улучшения фитосанитарного состояния посевов сельскохозяйственных культур.

Общий объем применения минеральных удобрений на сельскохозяйственных угодьях Ленинградской области за период с 2009 по   2013 годы составил 51,3 тыс. тонн действующего вещества (далее - тыс. тонн д.в.) или 96,6% плана (53,1 тыс. тонн д.в.). Данный показатель результативности не был достигнут 100% в связи с недостаточностью собственных средств у сельхозтоваропроизводителей в условиях финансового дефицита и ежегодного существенного повышения цен на минеральные удобрения в рыночных условиях. Финансирование мероприятий по применению агрохимикатов, в том числе минеральных удобрений, пестицидов и других видов удобрений в период действия Программы планировалось за счет средств областного бюджета в размере 476545,4 тыс.руб., за счет средств федерального бюджета в размере 51808 тыс.руб. и за счет средств прочих источников в размере 1108253 тыс.руб.

Применение пестицидов на посевах сельскохозяйственных культур за 2009-2013 годы составило 440 тонн. Средства защиты растений использовались на интенсивных культурах для улучшения фитосанитарного состояния почв.

На компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителям на приобретение средств химизации дополнительно из федерального бюджета по Соглашениям с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации  в 2009 году было направлено 30000 тыс. руб., в 2010 году – 9524 тыс.руб. Таким образом, уточненный объем средств федерального бюджета на весь период проведения Программы составил  91990 тыс.руб.

Средства областного и федерального бюджетов, предназначенные на проведение мероприятий по применению агрохимикатов, были использованы в полном объеме.

Известкование почв земель сельскохозяйственных угодий актуально в связи с ускорением процесса подкисления почв. Известкование предотвращает другие процессы деградации почв. За период действия Программы известкование почв выполнено на площади 5368 га, что составляет 81 % от плана (6600 га). Целевой показатель выполнен не в полном объеме в связи с резким удорожанием известкования из-за высокой удаленности месторождений известковых материалов от мест внесения извести и, соответственно, дорогостоящей транспортировки.  Средства областного бюджета, предусмотренные Программой на проведение работ по известкованию в  2009-2013 г.г. в размере 24000 тыс.руб., были освоены в полном объеме.

Применение (приобретение, заготовка) торфа планировалось на уровне
555000 тонн. Фактическое выполнение составило 340740 тонн или 61 %. Финансирование  данного мероприятия предусматривалось только за счет средств сельхозтоваропроизводителей. Этот показатель не был достигнут в последние четыре года реализации Программы в связи с недостаточностью собственных средств у сельхозтоваропроизводителей в условиях финансового дефицита, а также уменьшением общего объема использования торфа в сельском хозяйстве. В течение пяти лет действия Программы в Ленинградской области наблюдается постепенное уменьшение объемов потребления торфа: 2009 год – 202 000 т, 2010 год – 80 000 т, 2011 год - 32 000 т, 2012 год – 17 000 т, 2013 год – 9740 т. В основном сельхозтоваропроизводители торфа используют только для технологий подготовки грунтов для весенних теплиц, общее количество которых в области сократилось. В отрасли животноводства торф, как подстилочный материал, практически прекратили использовать.

Мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в рамках Программы проводился ежегодно на 10 тестовых полигонах. Данные мониторинга позволяют отслеживать и оценивать динамику плодородия почв на тестовых полигонах, которые характеризуют основные типы почв, природно-климатические зоны нашего региона. Данные мониторинга позволяют производить балансовые расчеты элементов питания, оценивать эффективность агрохимических мероприятий, разрабатывать дифференцированные приемы и мероприятия по управлению продукционным процессом с учетом конкретных условий, а также контролировать и оценивать экологическое состояние почв и агроландшафтов.

Средства областного бюджета на мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения были израсходованы на 99,6 % (план 8295 тыс.руб., выполнение – 8264,1 тыс.руб.).

Обобщение результатов агрохимического обследования проводилось в 2011 и 2012 годах. Обобщенные данные необходимы для оценки результатов большинства агрохимических и агротехнических мероприятий, в частности по применению удобрений, известкованию, а также для принятия управленческих решений. Сравнение данных последнего обследования с данными предыдущего обследования позволило определить показатели, являющиеся критериями оценки состояния плодородия почв земель сельскохозяйственных угодий (средневзвешенное содержание гумуса, доступного фосфора и калия, величина pH). Полученные данные свидетельствуют о процессе подкисления почв, уменьшении содержания органического вещества и калия в почвах. И хотя эти изменения не носят устрашающий характер, такая тенденция говорит о недостаточном восполнении и, следовательно, отрицательном балансе элементов питания почвы. Сельскохозяйственным сельхозтоваро-производителям необходимо уделять пристальное внимание агротехническим и агрохимическим мероприятиям в целях воспроизводства плодородия почв земель сельскохозяйственных угодий.

Предусмотренные на это мероприятие средства областного бюджета в размере 725 тыс. руб. были освоены в полном объеме.

Таким образом, общий объем финансирования агрохимических мероприятий Программы на период 2009-2013 г.г. предусматривался в размере 1894507,6 тыс.руб., из них за счет средств областного бюджета –  531076,6 тыс.руб., за счет средств федерального бюджета – 51808,0 тыс.руб., за счет прочих источников – 1311623,0 тыс.руб. 

Фактическое финансирование и выполнение работ по агрохимическим мероприятиям за пять лет реализации Программы составило 1955017,8 тыс.руб. или 103,2 % от средств предусмотренных по Программе, из которых:

  • областной бюджет – 530981,9 тыс.руб. или 99,9% (в 2009 году –  87350,0 тыс.руб. или 100%;   в   2010 году – 86400,0 тыс.руб.   или 100%;   в 2011 году – 120568,8 тыс.руб. или 99,9%; в 2012 году – 120670,3 тыс.руб. или 100%; в  2013 году – 115992,8 тыс.руб. или 99,9%); 
  • федеральный бюджет – 91990,0 тыс.руб. или 178 %;
  • средства местных бюджетов и прочих источников – 1332045,9 тыс.руб. или 101,6 % (из них: местный бюджет – 17141,2 тыс.руб., прочие источники – 1314904,7 тыс.руб.).

Неполное освоение средств областного бюджета за весь период выполнения Программы объясняется следующим:

  • на проведение агрохимического обследования было запланировано 17061,2 тыс.руб., фактическое выполнение составило 16997,6 тыс.руб.  или 99,6%;
  • на мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на тестовых полигонах (10 полигонов) было запланировано  8295 тыс.руб., фактическое выполнение составило 8264,1 тыс.руб. или 99,6 %.

По итогам реализации Программы средства федерального бюджета были использованы в полном объеме.

Показатели, достигнутые в ходе выполнения агрохимических мероприятий Программы, представлены в таблице.

№ п/п

Наименование мероприятия

Единица измерения

Плановое значение по Программе

Выполнение работ

  1.  

Агрохимическое обследование

тыс. га

112,5

117,632

  1.  

Эколого-токсикологическое обследование

тыс. га

17,6

3,343

  1.  

Фитосанитарный мониторинг

тыс. га

105,0

110,75

  1.  

Применение агрохимикатов, в том числе:

 

 

 

4.1

Минеральные удобрения

тыс. тонн

д. в.

53,1

51,28

4.2

Пестициды

тонн

270

440

4.3

Органические удобрения на основе куриного помета

тыс. га

10,4

11,224

  1.  

Выполнение работ по известкованию

тыс. га

6,6

5,368

  1.  

Применение (приобретение, заготовка) торфа

тыс. т

555,0

340,74

  1.  

Мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на тестовых полигонах

полигон

10

10

  1.  

Обобщение результатов агрохимического обследования по муниципальным районам Ленинградской области

район/ область

17/1

17/1

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Программой предусматривалось выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее НИОКР) в период с 2009 по 2012 годы. За весь период действия Программы на реализацию комплекса мероприятий на НИОКР из областного бюджета планировалось направить 2700 тыс.руб. Фактическое финансирование и выполнение работ составило – 2695 тыс.руб. или 99,8% от средств, предусмотренных по Программе. В 2012 году произошло снижение цены контракта на открытом аукционе, при запланированном объеме финансирования в 900 тыс. руб. выполнение составило 895 тыс.руб. За период реализации Программы были выполнены следующие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, разработаны правила и рекомендации, созданы опытные образцы:

- «Правила эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений мелиоративного назначения» (2010);

- «Структура и создание основы информационной базы для автоматизированного сбора, обобщения, анализа и оценки информации о плодородии почв и состояния земель сельскохозяйственного назначения» (2010);

- разработан опытный образец насадки дренопромывочной машины (2010);

- «Разработка рекомендаций по применению новых видов гуминовых и комплексных удобрений в качестве некорневых подкормок на производственных посевах основных сельскохозяйственных культур, как эффективного приема повышения урожайности их и улучшения качества продукции» (2011);

- «Оценка уровня плодородия почв и агроресурсного потенциала сельскохозяйственных угодий области на основе анализа и изучения материалов почвенных обследований сельскохозяйственных предприятий и районов» (2011);

- «Диагностика скрытой вирусной инфекции картофеля в селекционном процессе и производстве оригинальных семян, для повышения урожайности картофеля в Ленинградской области» (2012);

- «Разработка долгосрочной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Ленинградской области на период до 2020 года» (2012).

Таким образом, по результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ подготовлено 5 отчетов, составлены рекомендации, разработан один опытный образец.

Эффективность мероприятий Программы

Бюджетная эффективность

Налоговые поступления в областной бюджет Ленинградской области в результате увеличения объемов производства, заработной платы, основных фондов и, следовательно, налогооблагаемой базы по итогам реализации Программы составили 109 % от планируемых поступлений.

Социальная эффективность

Ежегодно, начиная с 2010 года, создавалось 10 рабочих мест, а в  2013 году этот показатель составил 21 рабочее место. Таким образом, было создано 51 рабочее место или 127 % от запланированного количества.

Повышение доходов работников отрасли растениеводства в 2010 – 2011 годах составило 10-11 % при плане в 10 %, в 2013 - 15,3 % при запланированных 12 %. В 2012 году этот показатель не был выполнен - фактический показатель составляет 10% при плане - 12%.

Экономическая эффективность

Повышение уровня конкурентоспособности всех видов сельскохозяйственной продукции обеспечило рост валовой продукции растениеводства с 2010 по 2013 годы ежегодно в среднем на 3,9% при плане – 3,5%.

Выполнение планового показателя по увеличению темпов роста валовой продукции растениеводства произошло только в 2012 году и составило 8% при плане - 3,5%. В 2010, 2011, 2013 годах этот показатель не был выполнен:  в 2010 году факт составил 2% при плане 3,4%; в 2011 году - 2,8% при плане 3,4% в 2013 году - 3% при плане 3,6%.

Рентабельность продукции растениеводства без учета субсидий в среднем за 2010 – 2013 годы составляет 21 % при плане 20,2%. Выполнение планового показателя по уровню рентабельности продукции растениеводства зафиксировано в 2010 – 2012 годах (2010 год - план 19,7%,  факт – 20,4%; 2011 год - план 20%, факт – 22,7%;  2012 год - план 20,5%,  факт – 24%), в  2013 году плановый показатель не был достигнут (план – 20,5%, факт – 17%).

Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств за период действия программы следующий:

  • суммарный объем производства картофеля за период с 2009 по 2013 годы составил 1560,7 тыс.т, при плане – 1431,1 тыс.т, то есть пятилетний план выполнен на 109% (1560,7/1431,1 =1,09);
  • суммарный объем производства овощей за период с 2009 по 2013 годы составил 1307 тыс.т, при плане –1283,4 тыс.т, то есть пятилетний план выполнен на 102% (1307/1283,4 =1,02);
  • суммарный объем производства зерна за период с 2009 по 2013 годы составил 488,2 тыс.т, при плане – 487,6 тыс.т, то есть пятилетний план выполнен на 99,9% (487,6 /488,2=0,999).

Вместе с тем, объем производства зерна в 2013 году по отношению к  2008 году увеличился на 10,3% (108,4 тыс. тонн/98,3 тыс. тонн), то есть средний ежегодный показатель роста составил 2,0%, что соответствует запланированному значению.

Вице-губернатор Ленинградской области-
председатель комитета по агропромышленному
и рыбохозяйственному комплексу
 С.В. Яхнюк

© 2001-2018 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.