ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Правительства Ленинградской области «Об  итогах  выполнения долгосрочной  целевой программы «Развитие и государственная поддержка  малого и среднего предпринимательства в Ленинградской  области  на 2009-2013 годы»

В 2013 году завершилась реализация долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской  области  на 2009-20013 годы» (далее - Программа), утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 06.02.2009 №18  (с изменениями).

На реализацию комплекса мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, в пятилетней перспективе предусматривалось выделение средств из областного бюджета в объеме 530,4 млн.руб. (в 2009 году - 54,7 млн.руб., в 2010 году - 70,3 млн.руб., в 2011 году - 107,8 млн.руб., в 2012 году -  137,1  млн.руб., в 2013 году - 160,5 млн.руб.). Ленинградская область ежегодно принимала участие в федеральных конкурсах, объявляемых Министерством экономического развития России, по привлечению средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с соглашениями, заключенными Правительством Ленинградской области с Министерством экономического развития России по итогам конкурсов,  из средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в течение всего срока реализации Программы дополнительно было привлечено 768,2 млн.руб. (в 2009 году - 88,5 млн.руб., в 2010 году - 148,3 млн.руб., в 2011 году - 155,8 млн.руб., в  2012 году - 194,8  млн.руб., в 2013 году - 180,8 млн.руб.).

Особенности реализации Программы определялись следующими факторами:

  • - решением задач, обозначаемых в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации;
  • - поручениями Губернатора Ленинградской области, закрепленными за комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка;
  • - приоритетными направлениями и условиями предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденными Министерством экономического развития России.

В течение всего срока реализации в Программу вносились изменения редакционного характера, а также изменения, предусматривающие увеличение объемов бюджетных ресурсов, связанные в первую очередь с участием Ленинградской области в федеральных конкурсах для привлечения средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

Для реализации в рамках Программы полного комплекса мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривалось осуществить более 70  мероприятий, которые были объединены в 5 разделов и 1 подпрограмму, разработать и принять более 40 нормативных правовых актов Правительства Ленинградской области и комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, регламентирующих порядок расходования бюджетных средств.

Ключевым направлением всей Программы явился комплекс мер, обеспечивающий доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам.

На реализацию направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в течение пяти лет из областного бюджета ежегодно направлялось не менее 40% от общего объема программных ресурсов. Всего за пять лет на это направление Программы было выделено 281 млн.руб. (53%)  программных средств. В том числе: в 2009 году - 30,0 млн.руб.(55%), в 2010 году-  37,5 млн.руб. (53%), в 2011 году - 45,6млн.руб.(42%), в 2012 году - 70,0 млн.руб. (51%), в 2013 году - 97,9 млн.руб. (61%). Дополнительно из федерального бюджета на направление поддержки за  пять лет привлечено еще 443,6 млн.руб.

Основными мерами финансовой поддержки стали: 

- предоставление субсидий (стартовых пособий) для начала предпринимательской деятельности. Мера поддержки предоставлялась субъектам малого предпринимательства, действующим менее одного года, организованным представителями социально незащищенных слоев населения и молодежи. Начиная с 2012 года, перечень получателей этой меры поддержки был расширен. В число получателей субсидий кроме молодежи и представителей социально незащищенных слоев населения были включены граждане, находящиеся в трудоспособном возрасте, зарегистрированные на территориях депрессивных городских и сельских поселений, что позволило повысить активность населения в части организации бизнеса в удаленных территориях региона. В течение всего срока реализации Программы за счет этой меры в предпринимательскую деятельность вовлечено  935 человек   (в том числе в 2013 году - 119 человек), в том числе: безработных граждан - 197, членов неполных семей - 49, многодетных родителей - 33, военнослужащих, уволенных в запас - 17, граждан, находящихся в трудоспособном возрасте, зарегистрированных на территориях депрессивных городских и сельских поселений, и граждан, находящихся под угрозой увольнения - 29, молодежи (от 18 до 30 лет) -  527.

Особое внимание в Программе уделено поддержке начинающих  предпринимателей из числа лиц, имеющих ограниченную трудоспособность (инвалидов). За годы реализации Программы получателями поддержки из числа инвалидов было создано 83 новых бизнеса. Абсолютное большинство получателей этой меры поддержки 649 субъектов (70%) осуществляют деятельность в приоритетных для Ленинградской области сферах развития бизнеса: в производственной сфере - 284 субъекта, в бытовом обслуживании (приоритетные виды) - 153, в социально-значимой сфере (образование, здравоохранение, спорт) - 95, информационно-коммуникационные технологии - 27, туризм - 36, жилищно-коммунальное хозяйство - 35, сельское хозяйство - 19;

- финансовая поддержка лизинговых сделок. Мера поддержки предоставлялась субъектам малого и среднего предпринимательства в виде частичной компенсации затрат, связанных с уплатой процентов по договорам лизинга оборудования и (или) уплатой первого взноса при заключении договоров лизинга оборудования. За весь период реализации Программы поддержка была предоставлена 652 предпринимателям (в том числе в 2013 году - 166 субъектов). Более половины  получателей этой меры поддержки - 392 субъекта (60%) осуществляют свою деятельность в приоритетных сферах развития бизнеса. Начиная с 2012 года, впервые дополнительный акцент был сделан на оказание поддержки предпринимателям, действующим в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Для удешевления их затрат, связанных с приобретением оборудования в лизинг, были выделены дополнительные финансовые ресурсы, что позволило существенно (в 3,5 раза по сравнению с предыдущим годом реализации Программы) увеличить количество получателей этой меры поддержки. За два последних года реализации Программы (2012 и 2013) такую поддержку получили 66 субъектов;

- развитие микрофинансовой деятельности.  В рамках этого мероприятия предоставлялись субсидии муниципальным организациям поддержки предпринимательства для организации деятельности по предоставлению льготных займов субъектам малого и среднего предпринимательства. Реализация мероприятия, начиная с 2011 года, происходила с учетом изменений законодательства, регулирующего деятельность микрофинансовых организаций, вступившего в силу с января 2011 года (федеральный закон от 02.07.2010 №151 «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»). В Ленинградской области статус микрофинансовой организации присвоен семи муниципальным организациям поддержки предпринимательства:

1.   Фонд  «Развития и поддержки малого, среднего бизнеса муниципального образования Приозерский муниципальный район»;

2. Гатчинский городской фонд поддержки малого и среднего предпринимательства;

3. Некоммерческая организация «Фонд содействия и развития предпринимательства муниципального образования «Город Пикалево»;

4. Социально-деловой центр (Сланцевский муниципальный район Ленинградской области);

5. Лодейнопольский фонд поддержки предпринимательства и сельхозтоваропроизводителей «Содействие»;

6. Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области «Центр поддержки»;

7. Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области «Социально-деловой центр».

За годы реализации Программы, 97 субъектов (в том числе в 2013 году - 28 субъектов) смогли получить займы для осуществления предпринимательской деятельности на льготных условиях.

Кроме того, организации муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства, не имеющие статус микрофинансовой организации, за счет собственных  кредитных портфелей, сформированных в предыдущие годы реализации Программы смогли также выдавать заемные средства для развития бизнеса. Всего ими было выдано за пять лет свыше 1050 займов на общую сумму более 203 млн.руб. (в том числе в 2013 году - 227 займов на 53,1 млн.руб.).

В отчетном периоде кредитным потребительским кооперативам, предоставляющим займы своим членам на осуществление предпринимательской деятельности и субъектам малого предпринимательства, получившим займы на осуществление предпринимательской деятельности в потребительских кооперативах, были предоставлены компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными для этих целей в российских кредитных организациях, и займами, полученными для развития бизнеса в кооперативах. Наиболее активными получателями этой меры поддержки в течение всего срока реализации Программы явились кооперативы «Развитие» (Выборгский муниципальный район) и «Содействие» (Гатчинский район). Однако, в  отчетном году кредитные кооперативы не смогли привлечь дополнительные кредитные ресурсы для выдачи займов, т.к. не соответствовали требованиям, положений федерального закона от 18.07.2009 №190 «О кредитной кооперации» в части вступления кредитных кооперативов в саморегулируемые организации. В результате этого в отчетном периоде займы выдавались только кредитным потребительским кооперативом «Развитие» (выдано 15 займов на общую сумму 4,3 млн.руб.);

 - предоставление субсидий для удешевления кредитных платежей. Мера поддержки предоставлялась субъектам малого и среднего предпринимательства в виде частичной компенсации затрат, связанных с уплатой процентов по кредитным договорам. За весь период реализации Программы поддержку получили 68 субъектов на общую сумму 28,2 млн.руб. (в том числе в 2013 году - 47 субъектов на общую сумму 22,95  млн.руб.).

Новой мерой финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включенной в Программу в 2013 году, и, способствующей развитию малого и среднего предпринимательства в северо-восточных районах Ленинградской области, стало предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, действующим менее двух лет, на создание средств размещения (гостевых домов) для туристов и паломников.  На получение этой поддержки могли претендовать только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в Бокситогорском, Волховском, Лодейнопольском. Подпорожском и Тихвинском муниципальных районах. Из областного бюджета на эти цели было выделено 10,0 млн.руб.  Государственная поддержка по итогам рассмотрения заявок претендентов была предоставлена 11 субъектам малого предпринимательства из Волховского (4 субъекта), Лодейнопольского (3 субъекта), Подпорожского (2 субъекта), Тихвинского (2 субъекта) муниципальных районов. В результате выполнения «дорожной карты» получателей этой меры поддержки в ближайшей перспективе будет создано 12 новых рабочих мест.

Еще одной новой мерой поддержки, включенной в Программу в 2013 году, стало предоставление муниципальным организациям поддержки предпринимательства, осуществляющим микрофинансовую деятельность, субсидий для частичной компенсации затрат, связанных с прохождением обучающих курсов, тренингов сотрудниками микрофинансовых организаций, проведением внешней аудиторской или ревизионной проверки, проведением рейтинговой оценки.  В результате проведения конкурсного отбора поддержка была предоставлена трем организациям: Фонду «Развития и поддержки малого, среднего бизнеса муниципального образования Приозерский муниципальный район», Лодейнопольскому фонду поддержки предпринимательства и сельхозпроизводителей «Содействие», Гатчинскому городскому фонд поддержки малого и среднего предпринимательства на общую сумму 598,78 тыс.руб. Остаток средств федерального бюджета, предусмотренный на реализацию этой меры поддержки, в размере 757,47 тыс.руб. возвращен в бюджет.

Одной из мер финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является предоставление поручительств, гарантирующих выполнение заемщиком обязательств по кредитным договорам и договорам лизинга, в случаях  недостаточного залогового обеспечения у самого заемщика.

 Поручительства предоставляются от лица, действующего в Ленинградской области ОАО «Агентство кредитного обеспечения» (далее – Агентство).  Посредством Агентства в Ленинградской области реализуется система разделения рисков при кредитовании субъектов малого и среднего предпринимательства. Поскольку единственным учредителем Агентства является субъект Российской Федерации - Ленинградская область, в 2013 году за счет средств областного и федерального бюджетов произведено увеличение уставного капитала Агентства на 36,1 млн.руб.

Таким образом, по результатам дополнительной эмиссии 2013 года, уставный капитал ОАО «Агентство кредитного обеспечения» составляет  263, 97 млн.руб. В 2013 году Агентством выдано поручительств 64 субъектам малого и среднего предпринимательства на сумму 234,56 млн.руб. Общая сумма кредитов, выданных под поручительства, составила за 2013 год 539,67 млн.руб. по кредитным договорам. На приобретение оборудования в лизинг выдано одно поручительство на сумму 1,02 млн.руб. Всего в экономику региона с начала деятельности Агентства привлечено средств в сумме 2298,2 млн.руб.

В целях исполнения государственной функции учета субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную финансовую поддержку, и в соответствии с приказом комитета по малому, среднему бизнесу и потребительскому рынку (далее – Комитет) от  30.06.2010 № 7 «Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции «Ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы»  за 2013 год в Реестр внесено 499 реестровых записи: микропредприятия – 286 ед., малые предприятия – 168 ед., средние предприятия – 45 ед., в том числе получатели поддержки юридические лица - 321 запись, индивидуальные предприниматели - 178 записей.

За весь период реализации Программы не было реализовано 1 мероприятие этого раздела Программы в 2011 году, предусматривающее проведение семинаров по вопросам создания и функционирования кредитных потребительских кооперативов с членством субъектов малого предпринимательства. В соответствии с планом-графиком закупок для государственных нужд реализация мероприятия была запланирована  в 4 квартале 2011 года.  В связи со вступлением в действие Приказа Министерства экономического развития России от 07.06.2011 №273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков», реализация данного мероприятия была бы возможна путем проведения закупки методом аукциона или конкурса. Однако, в связи с проводимой реорганизацией, у подведомственного Комитету ГКУ «Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства», выполняющего  функции государственного заказчика, в 4 квартале отсутствовала возможность провести процедуру закупок для государственных нужд на сумму, превышающую максимально допустимую, для проведения закупок методом запроса котировок.

В результате реализованного комплекса мероприятий финансовая и материальная поддержка оказана более 3800 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 1102 в приоритетных для Ленинградской области сферах развития предпринимательства, 460 на территориях депрессивных муниципальных образований. Выдано 935 субсидий начинающим предпринимателям. Создано более 7000 новых рабочих мест.

Объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства превысил 2 200 млн.руб.

Привлечено в сектор малого и среднего предпринимательства более  7 340 млн.руб. финансовых средств российских кредитных организаций, кредитных потребительских кооперативов с членством субъектов малого предпринимательства. Обеспечена финансовая поддержка 374 субъектов малого предпринимательства при поручительстве ОАО «Агентство кредитного обеспечения» и 48 субъектов малого предпринимательства, получивших средства для предпринимательской деятельности в кредитных потребительских кооперативах.

Всего в  2009-2013 гг. финансовые средства, предусмотренные из областного бюджета на комплекс мер, обеспечивающий доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам, освоены на 97,8% от запланированного объема (274,63 млн.руб.), в том числе в 2013году на 99,9% от запланированного объема (97,88 млн.руб.). Финансовые средства, предусмотренные из федерального бюджета, освоены на 96,3% (427,25 млн.руб.), в том числе в 2013 году на 99,5% от запланированного объема (130,4 млн.руб.).

Вторым направлением Программы является комплекс мер, направленных на обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства консультационной, организационно-методической и информационной поддержкой. На его реализацию за весь срок реализации Программы направлено 108,45 млн.руб. (20%)  программных средств. В том числе в 2009 году - 20,2 млн.руб. (37%), в 2010 году -  24,86 млн.руб. (35%), в 2011 году - 11,6 млн.руб.(11%), в 2012 году - 29,2 млн.руб. (21%), в 2013 году - 22,4 млн.руб. (14%). Дополнительно из федерального бюджета на это направление поддержки за период 2009-2011 гг. привлечено еще 74,6 млн.руб.  В  2012-2013 гг. средства федерального бюджета не привлекались.

Мероприятия этого раздела программы реализовывались по следующим направлениям:

  • поддержка и развитие организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства, действующих в Ленинградской области, оказывающих субъектам малого и среднего предпринимательства и гражданам, желающим начать предпринимательскую деятельность, комплекс информационных, консультационных и образовательных  услуг;
  • совершенствование знаний по актуальным вопросам и проблемам развития предпринимательства среди членов предпринимательского сообщества и сотрудников организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства;
  • популяризация развития предпринимательства в Ленинградской области.

В целях поддержки и развития организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства проделана следующая работа.

Организации муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, оказывающие на безвозмездной основе информационные, консультационные и образовательные услуги представителям социально незащищенных слоев населения, молодежи, гражданам трудоспособного возраста, зарегистрированным по месту жительства на территориях депрессивных муниципальных образований и субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в течение первых трех лет, а также осуществляющим хозяйственную деятельность в приоритетных для Ленинградской области сферах развития малого предпринимательства и (или) на территориях депрессивных муниципальных образований,  получили  компенсацию части затрат за эту работу. Ежегодно эта мера поддержки предоставляется более 20 организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства (в 2013 году субсидии предоставлены 22 организациям). За пять лет реализации Программы организации муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства оказали более 108000 консультаций по различным вопросам ведения бизнеса (в 2013 году - 12 174 консультации), свыше 4100 чел. обучено с использованием учебно-методического комплекта «Введение в предпринимательство», в том числе:

  • представители социально-незащищенных слоев населения - 1 369 чел.;
  • граждане трудоспособного возраста, зарегистрированные по месту жительства на территориях депрессивных муниципальных образований Ленинградской области -  146 чел.;
  • молодежь - 2 400 чел.

Кроме того, муниципальные организации поддержки малого предпринимательства получали субсидии на свое развитие. Реализация мероприятия происходила на конкурсной основе. Средства выдавались на ремонт помещений, приобретение мебели, оргтехники. В течение пяти лет реализации Программы на реализацию этой меры поддержки было выделено более 47,2 млн.руб., поддержку каждый год получали от 14 до 23 организаций (в 2013 году - 8,0 млн.руб., поддержку получили 14 организаций).

Кроме того, в 2009 году в соответствии с  поручениями Президента Российской Федерации (пункт 9а Пр-582 от 08.04.2008) из областного бюджета на конкурсной основе были выделены субсидии в объеме 4,3 млн.руб., предназначенные для развития  бизнес-инкубаторов. По итогам конкурса средства были предоставлены 6 бизнес-инкубаторам (в Сланцевском, Подпорожском, Гатчинском муниципальных районах, Тихвинском, Гатчинском и Волховском городских поселениях).

В рамках Программы в 2009-2010 гг. продолжена работа, начатая в 2008 году в ходе реализации региональной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в Ленинградской области на 2006-2008 годы», по созданию в Ленинградской области сети мобильных консультационных центров для консультирования населения и субъектов малого предпринимательства по вопросам получения государственной поддержки. Необходимость создания мобильных консультационных центров обусловлена большой территориальной протяжённостью Ленинградской области, где населённые пункты с населением до 5 тыс.чел. удалены на расстояние до 100 км от районных центров. Сообщение с административным центром зачастую возможно  только междугородним автобусом. Это создаёт значительные трудности для населения, предпринимателей в получении ими государственной поддержки в сфере развития малого бизнеса в рамках региональной и муниципальной целевых программ по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства. «Мобильный Консультационный Центр» представляет собой  передвижной офис на базе микроавтобуса, оснащенный оргтехникой, средствами мобильной связи и выходом в Интернет, где группа специалистов  (консультант-бухгалтер, консультант по общим вопросам предпринимательской деятельности, консультант по бизнес-планированию и микро-финансированию и т.п.) предоставляют необходимые консультации населению. Средства для создания мобильных консультационных центров муниципальным организациям поддержки предпринимательства  предоставлялись на конкурсной основе. В настоящее время в Ленинградской области создано 16 мобильных консультационных центров в Бокситогорском (в том числе в г.Пикалево), Волховском, Кировском, Приозерском, Сланцевском, Тосненском, Гатчинском, Лужском, Лодейнопольском, Ломоносовском, Подпорожском, Тихвинском муниципальных районах и Гатчинском городском поселении.

Организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства, реализующим мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований, предоставлялись субсидии на их реализацию. Возмещению подлежали затраты на организацию зональных семинаров, конференций,  круглых столов, тематических выставок, ярмарок, районных праздников и т.п. За весь период реализации Программы на реализацию этой меры поддержки из областного бюджета предоставлено 1,9 млн.руб. (в том числе в 2013 году - 0,6 млн.руб. 6 организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства из Волосовского, Всевололжского, Выборгского, Гатчинского, Лодейнопольского, Сланцевского муниципальных районов). Средства федерального бюджета привлекались на его реализацию в 2009 году в объеме 0,8 млн.руб. Организациями муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства из Бокситогорского, Всеволожского, Гатчинского, Выборгского, Лужского, Лодейнопольского, Подпорожского, Приозерского муниципальных районов и Сосновоборского городского округа  проведено 27 семинаров, 6 круглых столов,  3 конференции, 3 районных праздника, 2 конкурса профессионального мастерства в сфере малого предпринимательства, 2 выставки, 1 форум.

Среди  организаций муниципальной инфраструктуры поддержи малого предпринимательства ежегодно проводился конкурс «Лучшая организация поддержки малого предпринимательства». Победители награждались  денежными призами.

С целью совершенствование знаний по актуальным вопросам и проблемам развития предпринимательства среди членов предпринимательского сообщества и сотрудников организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства было проведено 64 информационных семинара для предпринимателей по вопросам ведения  бизнеса в различных сферах, в которых приняли участие свыше 2 300 человек. Ежегодно проводилось обучение сотрудников муниципальной инфраструктуры продержки малого предпринимательства с целью повышения их квалификации по актуальным вопросам содействия развитию малого предпринимательства.

С целью популяризация развития предпринимательства в Ленинградской области ежегодно выпускались  в эфир циклы телевизионных передач «Сильное звено», издавались специальные выпуски журнала «Ленинградская область. Экономика и инвестиции», посвященные вопросам развития и функционирования малого бизнеса региона, информационно-справочные, методические и презентационные материалы  по вопросам развития малого предпринимательства. Ежегодно проводились конкурсы предпринимателей Ленинградской области «Лучший в малом бизнесе» и конкурс Лучшее муниципальное образование Ленинградской области по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства». Победители конкурса награждались почетными грамотами, памятными подарками.

Кроме того, реализовано мероприятие, направленное на усиление взаимодействия со средствами массовой информации, привлечение внимания к проблемам малого предпринимательства. С этой целью ежегодно проводился открытый конкурс для средств массовой информации Ленинградской области на лучшее освещение актуальных вопросов развития малого предпринимательства. Победители конкурса награждались почетными грамотами, памятными подарками  и денежными премиями.

За весь период реализации Программы не было реализовано 1 мероприятие этого раздела Программы в 2011 году, предусматривающее проведение семинара по вопросам создания управляющих компаний в жилищно-коммунальном хозяйстве. В соответствии с планом-графиком закупок для государственных нужд реализация мероприятия была запланирована  в 4 квартале 2011 года. В связи со вступлением в действие Приказа Министерства экономического развития России от 07.06.2011 №273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков», реализация данного мероприятия была бы возможна путем проведения закупки методом аукциона или конкурса. Однако, в связи с проводимой реорганизацией у подведомственного Комитету ГКУ «Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства», выполняющему функции государственного заказчика, в  4 квартале отсутствовала возможность провести процедуру закупок для государственных нужд на сумму, превышающую максимально допустимую, для проведения закупок методом запроса котировок.

За весь период реализации Программы:

- силами специалистов организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства предоставлено на безвозмездной основе более 108 000 услуг в форме индивидуальных консультаций;

-  создано 6 новых муниципальных организаций поддержки предприни-мательства (Автономная  некоммерческая учреждение «Школа бизнеса» (Волосовский муниципальный район), Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства «Центр поддержки» муниципального образования «город Всеволожск» Всеволожского муниципального района, Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства «Социально-деловой центр» муниципального образования «Всеволожский муниципальный  район», Фонд малого и среднего предпринимательства «Доверие» муниципального  образования «Выборгский район», Межмуниципальная  автономная некоммерческая организация «Центр содействия развитию малого и среднего предпринимательства» мунипальное  образование «Киришский муниципальный район»,  Лодейнопольский фонд поддержки предпринимательства и сельхозтоваропроизводителей «Содействие»;

- при поддержке организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства создано 6 659 новых субъектов малого предпринимательства и более 14 000 новых рабочих мест.

Финансовые средства, предусмотренные из областного бюджета на  обеспечение консультационной, организационно-методической и информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, освоены на 99,8% от запланированного объема (108,0 млн.руб.), в том числе в 2013 году на 99,3 % от запланированного объема (22,25 млн.руб.). Финансовые средства, предусмотренные из федерального бюджета, освоены на 100% (74,6 млн.руб.). В 2013 году средства федерального бюджета на реализацию мероприятий этого раздела Программы не привлекались.

На осуществление комплекса программных мероприятий, направленных на содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего  предпринимательства на товарные рынки в  течение пяти лет направлено   29,2 млн.руб. (5,5%) программных средств. В том числе в 2009 году - 3,9 млн.руб.  (7 %), в 2010 году - 4,4 млн.руб. (6,3%), в 2011 году - 4,3 млн.руб.    (4%), в 2012 году -  6,6 млн.руб. (4,9%), в 2013 году - 9,95 млн.руб. (6,2%).             

При поддержке из областного и федерального бюджетов предприниматели, участвующие в зарубежных, российских, межрегиональных областных чемпионатах, выставках, конкурсах, фестивалях и иных мероприятиях по совершенствованию профессионального мастерства кадров в отраслях потребительского рынка, смогли получить частичную компенсацию стоимости своего участия в этих мероприятиях, а также частично компенсировать свои затраты, связанные с получением сертификатов качества в соответствии с международными стандартами, в том числе сертификатов внедрения системы менеджмента качества по стандартам ИСО. За пятилетний срок реализации Программы мерой поддержки, направленной на удешевление затрат, связанных с получением сертификатов  воспользовалось 59 субъектов (в том числе в 2013 году -  11 субъектов). Мера поддержки, предусматривающая частичную компенсацию затрат за участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, была предоставлена за весь срок реализации Программы  257 субъектам в том числе в 2013 году эту поддержку получил 21 субъект.

Кроме того, для субъектов малого предпринимательства были организованы и проведены семинары по вопросам подготовки к внешнеэкономической деятельности и получению сертификатов качества в соответствии с международными стандартами. Всего за пятилетний срок реализации Программы было проведено  45 семинаров слушателями которых стали более 1 200 чел.

В течение отчетного периода проведены конкурсы профессионального мастерства среди субъектов малого предпринимательства по кулинарному искусству, парикмахерскому искусству и флористике, организовано участие объединенной экспозиции мастеров народных промыслов и ремесел Ленинградской области в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Победители конкурсов профессионального мастерства награждались почетными грамотами, памятными подарками  и денежными премиями.

Реализация комплекса мероприятий, направленных  на содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на товарные рынки позволила оказать содействие  1 520 субъектам малого и среднего бизнеса, принять участие в международных, межрегиональных и областных конкурсах, конференциях, выставочно-ярмарочных мероприятиях более 850 человек.

Финансовые средства, предусмотренные из областного бюджета на  содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на товарные рынки, освоены на 99,5% от запланированного объема (29,0 млн.руб.), в том числе в 2013 году на 98,7% от запланированного объема (9,81млн.руб.). Финансовые средства, предусмотренные из федерального бюджета, освоены  на 100% (16,3 млн.руб.). В 2013 году средства федерального бюджета на реализацию мероприятий этого раздела Программы не привлекались.

Для реализации мероприятий, направленных на содействие в устранении барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства,     из областного бюджета на весь пятилетний период реализации Программы предусматривалось 4,7 млн.руб. В том числе в 2009  году - 0,6 млн.руб. (1,2% программных средств), в 2010 году - 0,7 млн.руб.  (1,1% программных средств), в 2011 году - 1,1 млн.руб.(1% программных средств),  в 2012 году - 1,1 млн.руб.(0,8 % программных средств), в 2013 году - 1,2 млн.руб. (0,8% программных средств).

Меры государственной поддержки, направленные на содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого предпринимательства, предусматривали  проведение мониторинга проблем и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, проведение социологического исследования среди субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области по выявлению коррупционных факторов, мешающих развитию малого и среднего бизнеса, оказание содействия в работе комиссии по устранению административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства в Ленинградской области, результаты которых доводились до сведения работников администраций, ответственных за развитие малого и среднего предпринимательства, на рабочих встречах и совещаниях, и учитывались при реализации программных мероприятий.

Ежегодно (не реже двух раз в год) организовывались и проводились заседания Координационного совета по вопросам развития предпринимательства при Губернаторе  Ленинградской области, на которых рассматривались вопросы внесения изменений в федеральное законодательство, актуальные вопросы практики реализации отдельных нормативных правовых актов в сфере малого предпринимательства, приоритеты в области развития малого и среднего предпринимательства.

По результатам заседания Координационного совета направлены обращения, имеющий  рекомендательный характер, в адрес органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Ленинградской области, некоммерческим объединениям предпринимателей, а также организациям муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства с целью дальнейшей работы по существу рассмотренных вопросов.

Ряд предложений были поддержаны на федеральном уровне:

  • в части реализации субъектами малого и среднего предпринимательства права на выкуп арендуемого ими государственного или муниципального недвижимого имущества (приняты изменения в Федеральный закон от 22 .07.2008  № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации  или в муниципальной собственности  и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
  • в части установления пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов – для индивидуальных предпринимателей и организаций, уплачивающих налог по упрощенной системе налогообложения до 20% (было – 34%), приняты изменения в Федеральный закон от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
  • законодательно продлена возможность применять систему в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности (далее - ЕНВД) до 2017 года (в соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» планировалось постепенно с 2012 по 2014 годы  отменить систему ЕНВД);
  • в части изменения принципа исчисления обязанности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного федерального медицинского страхования  индивидуальными предпринимателями, привязав его к финансовому результату деятельности индивидуального предпринимателя (принят Федеральный закон от 23.07.2013 № 237-ФЗ, в соответствии с которым с 01.01.2014 для индивидуальных предпринимателей с годовым доходом до 300 000 руб. предусмотрен возврат к действующему ранее расчету суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).

На координационном совете давались рекомендации на основе анализа действующего законодательства, а именно:

  • о единой практике ведения перечней муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение и (или)  в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (органы местного самоуправления ответственные за принятие вышеуказанных перечней, особенности процедур согласования интересов, антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов);
  • о применении плательщиками ЕНВД контрольно-кассовой техники, снятой с регистрации в налоговом органе для нужд внутреннего учета;
  • о положениях Федерального закона от 18.07.2009 №190-ФЗ «О кредитной кооперации», ухудшающих возможности кредитных кооперативов;
  • о положениях Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
  • о практике заключения краткосрочных договоров аренды муниципального имущества, сроком до года;
  • о практике получения договорами аренды статуса бессрочных, после истечения срока действия таких договоров, что приводит к возможности одностороннего расторжения договоров аренды со стороны арендодателя при уведомлении арендатора за три месяца до расторжения;
  • о применении статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении арендаторов государственного и муниципального недвижимого имущества;
  • о практике разрешения споров об изменении договоров энергоснабжения в пользу потребителей, на примере изменения условия об авансовой системе оплаты за электроэнергию;
  • о практике применения льгот при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям;
  • -об основных проблемах малого и среднего предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

С целью усиления взаимодействия с предпринимательским сообществом ежегодно проводился конкурс «Лучшая некоммерческая организация субъектов малого и среднего предпринимательства», победители которого награждались грамотами и денежными призами.

Реализация этих мероприятий способствовала улучшению предпринимательского климата в регионе, снижению уровня коррупционных факторов в сфере малого и среднего предпринимательства.

Финансовые средства, предусмотренные из областного бюджета на  мероприятия, направленные на содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, освоены на 95,9% от запланированного объема (4,5 млн.руб.), в том числе в 2013 году на 93,3% от запланированного объема (1,1 млн.руб.). Финансовые средства федерального бюджета на реализацию мероприятий этого раздела Программы не привлекались.

Начиная с 2010 года, в рамках Программы началась работа по оказанию содействия в реализации муниципальных программ развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах Ленинградской области. На реализацию этой поддержки в областном бюджете были предусмотрены средства в объеме 96,7 млн.руб. (18% программных средств), в том числе в  2010 году - 2,9 млн.руб. (4% ), в 2011 году - 39,9 млн.руб. (37%), в 2012 году - 27,3 млн.руб. (20%), в 2013 году - 26,7 млн.руб. (15%).

В перечень муниципальных образований с монопрофильной экономикой, утвержденный Министерством регионального развития Российской Федерации, в 2010 году включен г.Пикалево (Бокситогорский муниципальный район).  В 2011 году перечень расширен и в рамках Программы  меры государственной поддержки оказывались пяти моногородам: г.Пикалево (Бокситогорский муниципальный район), г.Волхов и г.Сясьстрой (Волховский муниципальный район), г.Коммунар (Гатчинский муниципальный район), г.Сланцы (Сланцевский муниципальный район).

Начиная с 2012 года, из перечня монопрофильных муниципальных образований Министерством регионального развития России были исключены г.Волхов и  г.Коммунар. За весь срок реализации этой меры поддержки субсидии бюджетам муниципальных образований моногородов предоставлялись на реализацию мероприятий муниципальных программ моногородов, предусматривающих поддержку начинающих предпринимателей и предпринимателей, заключивших лизинговые сделки, на капитальный ремонт, оснащение и комплектацию бизнес-инкубатора, а также создание микрофинансовой организации в г.Пикалево, на предоставление информационных, консультационных и обучающих услуг субъектам малого предпринимательства организациями поддержки малого и среднего предпринимательства.

В 2012-2013гг. выделялись субсидии для финансирования текущей деятельности бизнес-инкубатора в г.Пикалево.

В результате реализации мероприятий по поддержке муниципальных программ моногородов на территориях поселений с монопрофильной экономикой создано 323 субъекта малого и среднего предпринимательства, 730 новых рабочих мест. Создан и оборудован бизнес-инкубатор в г.Пикалево.

Финансовые средства, предусмотренные из областного бюджета на  мероприятия, направленные на содействие в реализации муниципальных программ развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах Ленинградской области освоены на 100% от запланированного объема (96,7 млн.руб.), в том числе в 2013 году на 100% от запланированного объема (26,7 млн.руб.). Финансовые средства федерального бюджета освоены в объеме 183,3 млн.руб. (83,5% от плана).

Начиная с 2011 года, в Программу впервые включена самостоятельная подпрограмма, направленная на вовлечение молодежи Ленинградской области в предпринимательскую деятельность (далее - Подпрограмма). На ее реализацию в период с 2011-2013 гг. из областного бюджета были выделены ассигнования  в объеме 10,6 млн.руб., в том числе в 2011 году - 5,3 млн.руб., в 2012 году - 2,8 млн.руб., в 2013 году - 2,4 млн.руб. Дополнительно из федерального бюджета было привлечено еще 13,9 млн.руб., в том числе в 2011 году - 8,3 млн.руб., в 2012 году - 5,65 млн.руб.

На территории Ленинградской области одним из самых важных мероприятий, направленных на популяризацию предпринимательской деятельности среди  молодежи, стало проведение  специалистами  организаций  муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства информационных семинаров по основам предпринимательской деятельности для старшеклассников, для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального, а также высшего профессионального образования. Ежегодно в этой работе принимали участие не менее 12 организаций. За период 2011-2013 гг. семинарами были охвачены более 260 школ,  29 учреждений начального, среднего профессионального и высшего образования. Слушателями семинаров стали более 47 900 человек. В том числе: 27 610 чел. (57,5%) участников семинаров - старшеклассники, 20 339 чел. (42,5%) - обучающиеся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. В том числе в 2013 году участниками семинаров стали 8 634 человека,  из них 4851 чел. (56%) - старшеклассники, 3 788 чел. (44%) - обучающиеся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

С целью популяризации предпринимательства в молодежной среде в эфир за три года реализации Подпрограммы выпущено 39 телевизионных передач, объединенных в общий цикл «Бизнес молодой». Сюжеты телевизионных передач посвящены вопросам развития молодежного предпринимательства в Ленинградской области, лучшим представителям молодежи Ленинградской области – победителям конкурса «Лучший молодой предприниматель Ленинградской области», открывшим собственный бизнес, а также  мерам поддержки молодых предпринимателей, реализуемым в регионе. Ежегодно проводился конкурс «Лучший молодой предприниматель Ленинградской области», победители которого награждались грамотами и денежными призами. 

Для учащихся старших классов  школ Ленинградской области и студенческой молодежи  проведены бизнес-тренинги, бизнес-лагеря, образовательные мероприятия. Всего за отчетный период проведено 26 таких мероприятия, участниками которых стали 1 969 человек, в том числе в 2013 году проведено 5 мероприятий, в которых приняли участие 250 человек. В мероприятиях принимала  участие молодежь  Лужского, Киришского, Кингисеппского, Волховского, Выборгского, Всеволожского, Гатчинского, Ломоносовского, Лодейнопольского,  Тихвинского муниципальных районов и Сосновоборского городского округа. Основной задачей проводимых мероприятий стало  формирование навыков разработки  бизнес-идеи и бизнес-планов, практических  навыков ведения бизнеса, практического знакомства участников с организацией бизнес процессов, включающих в себя  управление персоналом, управление качеством.

Заключительным мероприятием всей Подпрограммы ежегодно становился межрегиональный форум «Бизнес молодой» (далее – Форум). В работе Форума ежегодно принимали участие от 200-300 человек из регионов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа.  В 2013 году Форум прошел в Тихвинском муниципальном районе, его участниками стали 200 человек из Республики Карелия, Вологодской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей и г.Санкт-Петербурга. Форум стал площадкой, на которой молодые предприниматели Ленинградской области и их коллеги из регионов Северо-Западного Федерального Округа России смогли обсудить проблемы в сфере молодежного предпринимательства и поделились опытом в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

Реализация мероприятий Подпрограммы способствовала формированию в регионе  активной предпринимательской среды среди молодежи, позволила провести широкую информационную работу по развитию предпринимательства в молодежной среде, участниками информационных семинаров, проведенных среди учащейся молодежи, стали около 48000 молодых людей. 

Финансовые средства, предусмотренные из областного бюджета на  реализацию подпрограммы по вовлечению молодежи Ленинградской области  в предпринимательскую деятельность освоены на 98% от запланированного объема (10,3 млн.руб.), в том числе в 2013 году на 99,8 % от запланированного объема (2,39 млн.руб.). Финансовые средства федерального бюджета освоены в объеме 9,1млн.руб. (65,5% от плана).

Основной структурой, на которую возложено организационно-договорное обеспечение программных мероприятий, являлось ГКУ «Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства» (далее - ГКУ «ЛОЦПП»).

За пять лет реализации программных мероприятий ГКУ «ЛОЦПП» проведена работа по заключению и сопровождению более 3000 договоров и государственных контрактов, организовано более 200 заседаний конкурсных комиссий по распределению субсидий. 

Фактическое использование средств областного бюджета на реализацию программных мероприятий за пять лет составило 523,24 млн.руб. или 98,7% (в 2009 году - 54,3 млн.руб. (99,2%), в 2010 году - 70,04 млн.руб. (99,6%), в 2011 году - 106,65 млн.руб. (99%), в 2012 году - 132,12 млн.руб. (96,4%),   в 2013 году - 160,13 млн.руб. (99,8%). Фактическое использование средств федерального бюджета на реализацию программных мероприятий с учетом возврата в федеральный бюджет неиспользованных остатков по итогам каждого года реализации  Программы составило 701,6 млн.руб. или 91,4% (в 2009 году -   86,1 млн.руб. (97 %), в 2010 году - 122,8 млн.руб. (82,9%),  в 2011 году -   132,3 млн. руб. (85%), в 2012 году - 180,4 млн.руб. (92,6%), в 2013 году -180,0 млн.руб. (99,6%). С учетом полученных положительных решений Минэкономразвития России на повторное использование части возвращенных федеральных субсидий, общий объем освоенных средств федерального бюджета за весь пятилетний период составил 747,3 млн.руб. или 97,3%.

Кроме средств областного и федерального бюджетов в течение пяти лет реализации Программы на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства средства организаций муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства и кредитных потребительских кооперативов  в объеме  более 316 млн.руб.

Недоиспользование бюджетных ресурсов объясняется в первую очередь  экономией ресурсов в связи с использованием процедуры государственного заказа,  а также неполным освоением средств в 2012 году по мере поддержки, предусматривающей получение компенсаций   субъектами малого и среднего предпринимательства по удешевлению кредитных  платежей и в 2013 году по мероприятию, предусматривающему  удешевление затрат муниципальных организаций поддержки предпринимательства, осуществляющих микрофинансовую деятельность, связанных с частичной компенсацией затрат на прохождение обучающих курсов, тренингов сотрудниками микрофинансовых организаций, проведение внешней аудиторской или ревизионной проверки, проведение рейтинговой оценки.

В результате реализованного комплекса программных мероприятий были достигнуты следующие целевые показатели.

Отчет о достижении показателей социальной, бюджетной и экономической эффективности

 

Показатель

Запланированные значения целевых показателей

Достигнутые значения целевых показателей

2009-2013

2013

2009-2013

2013

1

2

3

4

5

1. Показатели экономической эффективности

1.1. Оборот малых и средних предприятий (млн. руб.)

1059400

253000

1118119*

236678**

1.2.  Объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий (млн. руб.)

53940

14270

75907*

6000***

1.3. Количество вновь созданных субъектов малого предприни-мательства, ед. из них:

в моногородах

5756 

270

1371 

32

6659 

323

 1543 

30

2. Показатели социальной эффективности

2.1. Количество новых рабочих мест (ед.),
из них:

10225

2779

14617

3206

в приоритетных для Ленинградской области сферах развития малого предпринимательства

2057

1030

5895

1160

на территории депрессивных муниципальных образований, 

в моногородах

5614 

411

1528 

48

5962 

730

1725 

69

2.2. Количество граждан – представителей социально незащищенных слоев населения и молодежи, привлеченных в сферу малого предпринимательства при поддержке в форме субсидий, (чел.)

665

111

935

119

3. Показатели бюджетной эффективности

3.1 Прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ленинградской области от субъектов малого и среднего предпринимательства, млн. руб.

Прирост  налоговых поступлений в областной бюджет Ленинградской области от субъектов малого и среднего предпринимательства, млн. руб.

3457,38  

2347,86

976  

623

2393,73 

1946,39

417,55 

124

3.2 Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на один рубль средств государственной поддержки из бюджетов всех уровней (феде-рального, областного, местного), руб.

Объем налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства на один рубль средств государственной поддержки из областного  бюджета Ленинградской области, руб.

 3,0 

 

4,6

 3,0 

 

6,0

 2,04 

 

4,7

 1,37

 

2,9


* Приведена оценка по показателям «Оборот малых и средних предприятий за 2009-2013 годы» и «Объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий за 2009-2013 годы». Показатели деятельности малых предприятий и микропредприятий за 2013 год в соответствии с Федеральным планом статистических работ будут представлены во второй половине марта 2014 года.

** Оборот малых и средних предприятий рассчитан с учетом прогнозной оценки малых и микропредприятий на 2013 год и фактических данных по обороту средних предприятий за 2013 год. По данным Петростата оборот средних предприятий в 2013 году по сравнению с 2012 годом (62609,8 млн.руб.) снизился на 25% и составил 46 678,9 млн.руб.

На сокращение оборота повлияло значительное снижение (на 46%) показателя по виду деятельности «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», рассчитанного, несмотря на то, что по указанному виду деятельности на 01.09.2013 осуществляли деятельность 100 средних предприятий, только по 22 средним предприятиям. В этой связи в Петростат 24.01.2014 направлен запрос  о представлении  информации, свидетельствующей о снижении объемов продаж товаров несобственного производства, выполненных работ и услуг по средним организациям Ленинградской области по разделу G ОКВЭД в 2013 году по сравнению с 2012 годом, объясняющей причины сокращения количества обследуемых хозяйствующих субъектов в 4,5 раза по сравнению с фактически действующими. Также в целом за  2013 год  не ожидается ранее запланированного роста оборота малых предприятий (115% к 2012 году), в связи с тем, что по данным Петростата за 9 месяцев 2013 года объем оборота  малых (без микро-) предприятий оценивается на уровне 2012 года. Снижение темпов роста оборота малых предприятий связано с изменениями в 2012 году в Федеральном законодательстве, увеличивающими отчисления от фонда заработной платы  во  внебюджетные фонды, в результате чего в 2013 году по данным Управления Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области число вновь созданных предприятий составило 2161 единицу, в то время как прекратили хозяйственную деятельность 4033 единицы.

*** Обследование малых предприятий в соответствии методикой Росстата производится на выборочной основе. Объем инвестиции в основной капитал малых предприятий Петростат представляется только по тем предприятиям, которые вошли в выборочное обследование малых предприятий, число которых по методике Росстата составляет около 20% от числа действующих малых предприятий. В 2010 году в выборочное обследование малых предприятий вошло малое предприятие ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» (в 2011 году переведено в категорию средних предприятий), которое и обеспечило основной объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий в 2010-2011гг. В 2012 году предприятие перешло в разряд крупных предприятий. Значительный  инвестиционных вложений в основной капитал средних предприятий в 2012-2013 гг. по данным Петростатом не осуществлялось.

Приведенные результаты позволяют сделать вывод о достижении в основном  плановых значений показателей экономической эффективности Программы, полном достижении плановых значений социальной эффективности Программы. Некоторое отставание от запланированных величин показателей бюджетной эффективности Программы объясняется следующими причинами, связанными с:

  • увеличением в 2012 году более чем в 2,5 раза размера страховых взносов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты своим работникам, и в 2013 году   более чем в 2 раза размера страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя, что повлекло снижение темпов роста налога на доходы физических лиц с работников субъектов малого и среднего предпринимательства, а также  налога на доходы физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями.  В соответствии с информацией, представленной Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ленинградской области, в 2013 году прекратили предпринимательскую деятельность 9 140 индивидуальных предпринимателей и 4 033 организаций - юридических лиц;
  • введением добровольного порядка применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), в 2013 году в местные бюджеты поступило ЕНВД на 50 млн.руб. меньше по сравнению с 2012 годом.

Снижение прироста налоговых поступлений в областной бюджет Ленинградской области в 2013 году помимо перечисленных причин связано также с принятием в декабре 2012 года областного закона, предусматривающего поступление налога, взимаемого  в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не только в областной бюджет Ленинградской области, как это было в предшествующие годы, но и в местные бюджеты в объеме  20% от указанного налога.

© 2001-2018 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.