ИНФОРМАЦИЯ

об организации медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях

С целью улучшения качества и обеспечения доступности медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии (далее – ДТП), а также оказания качественной специализированной медицинской помощи с использованием новейших технологий диагностики и лечения в Ленинградской области, создается система травмоцентров трех уровней, работающих в круглосуточном режиме.

Основные требования, предъявляемые к травмоцентрам I и II уровня: доставка пострадавших с тяжелой травмой в течение «золотого часа»; наличие компьютерного томографа, ультразвукового исследования, эндоскопического оборудования; наличие противошоковых операционных, куда поступают пострадавшие, минуя приемное отделение; комплекс аппаратуры для реанимации и интенсивной терапии; наличие специалистов, прошедших курс  обучения по лечению тяжелой сочетанной травмы.

Основные причины создания травмоцентров: улучшение качества и обеспечение доступности медицинской помощи населению; централизация дорогостоящей аппаратуры и специалистов с целью оказания специализированной и высокотехнологичной помощи; внедрение современных информационных систем; внедрение стандартов оказания медицинской помощи и размещения.

Важнейшим этапом является создание хорошо оснащенных противошоковых операционных в травмоцентрах, куда поступают пострадавшие  с тяжелой сочетанной травмой минуя приемные отделения. Противошоковые операционные должны быть оснащены необходимой современной лечебной и диагностической аппаратурой, позволяющей быстро и эффективно провести диагностику и оказать помощь пациенту. В противошоковых операционных отделениях пострадавшему одновременно проводится и диагностика и противошоковые мероприятия, т.е. операция. Целью операции является остановка продолжающегося наружного и внутреннего кровотечения, вызванного открытыми и закрытыми повреждениями различных анатомических областей, восстановление переломов таза и длинных трубчатых костей. Для этого в противошоковой операционной необходимо иметь перечень оборудования и инструментов, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 927н.

Персонал должен пройти подготовку по правилам пользования этой аппаратурой и по современным методикам оказания помощи при травмах и неотложных состояниях. Должна быть отработана схема командной работы при оказании помощи тяжелому пострадавшему, широко внедряемая в мире в рамках системы ITLS (international trauma lift support)

Создаваемая система травмоцентров в Ленинградской области - это вертикально интегрированная система, объединяющая по территориальному принципу медицинские стационары и службу, оказывающую догоспитальную помощь.

III уровень травмоцентров – местные центры, где может быть оказана неотложная хирургическая и реанимационная помощь, II уровень – межрайонные центры, где кроме неотложных мероприятий осуществляются срочные оперативные вмешательства и проводится интенсивная терапия. В травмоцентрах I уровня осуществляется полный объем поливалентной специализированной и высокотехнологичной  помощи.

Большое значение придается ускорению доставки пострадавших в лечебное учреждение. Применение вертолета оправдано, если предполагаемый срок транспортировки наземным транспортом превышает 55 минут. Если помощь оказывается в первые 4 минуты, то удается спасти 90 % пострадавших, спустя  18 минут выживаемость уменьшается до 15 % при общей догоспитальной летальности 25-30 %. По статистике комитета по здравоохранению задержка сроков прибытия на каждые 30 минут повышает летальность в 3 раза.

Успехи в развитии методов внеочагового остеосинтеза сделали возможными достижения в решении еще одной проблемы – лечения сочетанных травм таза и переломов конечностей при тяжелой сочетанной травме. Множественные переломы костей таза с ротационной и вертикальной нестабильностью при сочетании с повреждениями других анатомических областей сопровождались высокой летальностью как при традиционной консервативной тактике, связанной с длительным обездвиживанием пострадавшего, так и при попытках фиксации переломов открытыми способами. Используемая в Ленинградской области аппаратная фиксация с помощью аппаратов КСТ 1, в режиме, в первую очередь, лечебно-транспортной иммобилизации, признается приоритетным направлением лечения тяжелой сочетанной травмы, особенно при использовании этой методики в травмоцентрах II уровня.

Другой подход к определению лечебной тактики, применяемый в Ленинградской области,  состоит в динамическом и многократном определении тяжести состояния пострадавших (мониторинге) в процессе реанимации и интенсивной терапии по специально разработанной шкале ВПХ-СГ, которая внедряется во все травмоцентры I и II уровней. Шкала позволяет на основе объективных признаков оценивать состояние основных систем жизнеобеспечения пострадавших, своевременно выявлять и корригировать нарушения в каждой из них и, в конечном итоге, комплексно оценивать состояние пострадавшего одним количественным индексом.

Реализация мероприятий по организации операционных отделений для противошоковых мероприятий в медицинских учреждениях позволит оказывать медицинскую помощь пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком, в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 №927н и Порядком оказания скорой медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 № 179.

Перечисление в 2013 субсидии из федерального бюджета в бюджет Ленинградской области на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП

Наименование    
     расходного     
    обязательства   
      субъекта      
     Российской     
     Федерации,     
  на осуществление  
      которого      
   предоставляется  
      субсидия      
   из федерального  
       бюджета

Размер средств,  
  предусмотренных   
 в бюджете субъекта 
Российской Федерации
  на финансирование 
     расходного     
   обязательства    
    в 2013 году     
     (тыс. руб.)

Установленный размер 
      субсидии на     
   софинансирование   
расходных обязательств
  субъекта Российской 
 Федерации, связанных 
     с реализацией    
     мероприятий,     
    направленных на   
   совершенствование  
      организации     
  медицинской помощи  
   пострадавшим при   
 дорожно-транспортных 
    происшествиях     
     на 2013 год      
     (тыс. руб.)

 

Предполагаемый срок
    возникновения   
      денежного     
    обязательства   
 субъекта Российской
    Федерации по    
   финансированию   
     расходного      
   обязательства    
     в 2013 году

          1         

          2         

           3          

          4         

Реализация          
мероприятий,        
направленных на     
совершенствование   
организации         
медицинской помощи  при ДТП

281 910,67

422 866,0

 2013 год

 

 Запланированные индикаторные показатели программы развития здравоохранения в Ленинградской области

№ /п

Показатель (индикатор) (наименование)

Ед. измерения

период 

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

 

Смертность от дорожно-транспортных происшествий

на 100 тыс. чел. населе

ния

28,8

25,2

21,6

17,9

14,3

10,6

10,5

10,3

 Фактические индикаторные показатели программы развития здравоохранения в Ленинградской области

№ /п

Показатель (индикатор) (наименование)

Ед. измерения

Фактические показатели по данным Росстата 

1

2

3

2010

2011

2012

2013

2014

 

Смертность от дорожно-транспортных происшествий

на 100 тыс. чел. населения

37,7

32,4

28,8

27,9

25,2

 

Федеральным законом от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» утверждена субсидия в размере 301,9 млн.руб., предоставляемая в 2014 году из федерального бюджета бюджету Ленинградской области на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях .

В соответствии с «Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях» (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1143  уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета составляет - 0,6, за счет средств региона - 0,4.

Таким образом, исходя из размера утвержденных средств федерального бюджета, размер средств областного бюджета должен составлять 201,3 млн.руб.  Весь объем средств должен быть направлен на приобретение оборудования в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 927-н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком».

За счет указанных средств планируется оснащение травмоцентра I уровня (ГБУЗ «Ленинградская областная клиническая больница»), четырех травмоцентров II уровня (районные больницы гг.Лодейное Поле, Кириши, Токсово и Выборг), семи травмоцентров III уровня,  а также приобретение реанимобилей класса «С» для травмоцентров всех уровней, что позволит окончательно сформировать травмосистему Ленинградской области  для оказания медицинской помощи пострадавшим.

Областным законом от 24.12.2013 № 102-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» комитету по здравоохранению утверждены бюджетные ассигнования в составе государственной программы «Развитие здравоохранения Ленинградской области» на реализацию вышеуказанного мероприятия в размере 20,0 млн.руб.

Согласно пункту 5 Правил Министерство здравоохранения Российской Федерации заключает с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашение о предоставлении субсидии.

В целях выполнения условий предоставления субсидии из  федерального бюджета необходимо увеличение бюджетных ассигнований областного бюджета в размере 181,3 млн.руб.

Министерство здравоохранения Российской Федерации просило подтвердить участие Ленинградской области в реализации в 2014 году вышеуказанных мероприятий, на которое получило подтверждение за подписью Губернатора Ленинградской области.

Значения показателей результативности предоставления субсидии установленных Соглашением, соответствуют значениям целевых показателей, установленных региональной программой (постановление Правительства Ленинградской области от 18.03.2013 № 70 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Ленинградской области на 2013-2016 годы»).

Снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий в Ленинградской области в 2013 году составило 3,7 %, показатель смертности от ДТП  - 28,6 на 100 тыс. чел. населения. Достижение в 2013 году показателя смертности от ДТП - 28,0 на 100 тыс.чел. населения предусмотрены в целевых показателях (индикаторах) Плана мероприятий («дорожной карты»).

 

© 2001-2018 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.