ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Ленинградской области «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

Территориальная программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: федеральными законами от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-фз) и от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года № 255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией» и от 18 октября 2013 года № 932 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее  - Постановление № 932).
В соответствии с Постановлением № 932 нормативы объема предоставления медицинской помощи устанавливаются в расчете на 1 жителя по прогнозу на начало 2014 года, в рамках территориальной программы ОМС в рамках базовой программы ОМС расчет нормативов производится на 1 застрахованное лицо в системе ОМС в Ленинградской области по состоянию на 1 апреля 2013 года. Таким образом, формирование территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области на 2014-2016 годы осуществляется исходя из прогноза по численности населения в Ленинградской области на 2014 год 1 770 400 человек, численности застрахованных в системе ОМС по состоянию на 01.04.2013 года - 1 425 188 чел.
Постановление № 932 предусматривает увеличение территориального норматива медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Таким образом, позиционируется выполнение основного объема помощи  в первичном звене и продолжение развития стационарзамещающих технологий.
Территориальная программа разрабатывалась с учетом требований Порядков и стандартов оказания медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения. Соответственно, при распределении объемов медицинской помощи учтена маршрутизация пациентов, нуждающихся в оказании помощи в межмуниципальных центрах.
В рамках базовой программы ОМС осуществляется первичная медико-санитарная помощь, оказанная врачами и средним медицинским персоналом в медицинских кабинетах и здравпунктах образовательных учреждений.
С 2014 года введена новая единица объема медицинской помощи в стационарных условиях – случай госпитализации для обеспечения единых подходов к планированию и оплате медицинской помощи.
В составе норматива объема медицинской помощи в стационарных условиях установлен средний норматив объема медицинской реабилитации в рамках базовой программы ОМС на одно застрахованное лицо в 2014 году – 0,03 койко-дня.
Финансовое обеспечение Территориальной программы государственных гарантий Ленинградской области на 2014 год составляет  17 950,4 млн. руб. (что на 2 682,1 миллиона рублей выше по сравнению с 2013 годом (18%). При этом увеличение за счет средств  субвенции ФФОМС составило 2 013,4 млн. руб.  (в том числе за счет роста норматива подушевого финансирования по ОМС на 1 357,6 млн. руб. и увеличения численности застрахованного по ОМС населения на 655,8 млн. руб.), за счет средств областного бюджета Ленинградской области  - 668,7 млн. руб.
Структура Территориальной программы по источникам финансирования на 2014 год в млн.руб.:  

 

Источник финансирования

Сумма

(млн. руб.)

%

Средства областного бюджета Ленинградской области

4 231,7

23,6

Средства ОМС на финансирование базовой программы ОМС за счет субвенций ФФОМС бюджету ТФОМС ЛО

9 922,9

55,3

Межбюджетные трансферты из областного бюджета Ленинградской области в бюджет ТФОМС ЛО на финансирование дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой ОМС

3 637,2

20,3

Межбюджетные трансферты областного бюджета Ленинградской области в бюджет ТФОМС ЛО на финансирование страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой ОМС

158,6

0,8

Итого:

17 950,4

100,0

Средства ОМС на финансирование базовой программы ОМС за счет субвенций ФФОМС рассчитаны в соответствии с методикой  распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской  Федерации  от 5 мая 2012 года № 462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС…». Размер субвенции на 2014 год рассчитан путем умножения норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования (6 962,5 руб.), установленного Постановлением № 932, и численности застрахованных лиц в системе ОМС Ленинградской области по состоянию на 01.04.2013 (1 425 188  человек)   и составляет 9 922,9 млн. руб.
Часть 5 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ предусматривает, что в 2013 - 2014 годах за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджеты территориальных фондов, осуществляется финансовое обеспечение:
- расходов, включаемых в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в соответствии с частью 7 статьи 35 указанного Федерального закона с 2013 года, в объеме разницы между размером указанных расходов и приростом объема страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по сравнению с 2012 годом, в сумме 526,4 млн. руб. (на прочие выплаты, оплату услуг связи, транспортных услуг, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социального обеспечения работников медицинских организаций, прочие расходы, на оплату работ и услуг по содержанию имущества, на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, на коммунальные услуги (рост к уровню 2013 года составляет 11% и обусловлен увеличением объемов медицинской помощи, на единицу объема медицинской помощи коэффициент роста равен 1);
- скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) в объеме не менее фактических расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели в предыдущем году и составляет 959,1 млн.руб. (в 2013 году – 867,8 млн. руб., рост  11%).
Часть 3 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ предусматривает, что норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.
Так за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из областного бюджета Ленинградской области в бюджет ТФОМС Ленинградской области осуществляется дополнительное финансовое обеспечение расходов на:
- заработную плату и начисления на оплату труда в сумме 2 091,4 млн. руб. в связи реализацией мероприятий государственной социальной политики по Указу Президента РФ от 07.05.2012 года № 597 и распоряжения правительства Ленинградской области от 8  мая 2013 года       № 204-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ленинградской области»;
- приобретение инвентаря производственного и хозяйственного (в том числе мебели) в сумме 60,3 млн. руб.;
- оказание специализированной  высокотехнологичной медицинской помощи при новообразованиях и при ожоговых поражениях, по профилям  травматология, эндокринология и абдоминальная хирургия в сумме 158,6 млн. руб.
За счет средств областного бюджета Ленинградской области осуществляется финансовое обеспечение медицинской помощи и иных государственных услуг, оказываемых государственными медицинскими организациями Ленинградской области, подведомственными комитету по здравоохранению Ленинградской области, а именно:
- скорой медицинской помощи, не включенной в ТП ОМС, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам, а также скорой специализированной медицинской помощи,  оказываемой     государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Ленинградской области - Ленинградская областная клиническая больница и «Детская клиническая больница»;
- первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (социально-значимые заболевания, такие как заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита, психические расстройства и расстройства поведения), специализированной помощи по профилю «наркология» (вытрезвление);
- деятельности государственных учреждений здравоохранения Ленинградской области, входящих в номенклатуру  медицинских организаций, утверждаемую Министерством здравоохранения  Российской Федерации (центра профессиональной патологии,  бюро судебно-медицинской экспертизы,   патологоанатомических бюро, медицинского информационно-аналитического центра,  центра крови,  домов ребенка, включая специализированные, и прочие медицинские учреждения), а также в медицинских организациях других субъектов Российской Федерации в соответствии с заключенными с комитетом по здравоохранению Ленинградской области государственными контрактами;
- паллиативной медицинской помощи;
- высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения Ленинградской области и в медицинских организациях других субъектов Российской Федерации в соответствии с заключенными с комитетом по здравоохранению Ленинградской области государственными контрактами (до 1 января 2015 года);
- скорой, первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи, оказываемой в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических  заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию гражданам;
- расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в ТП ОМС;
- медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в соответствие с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 24 января 2006 года «О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации»;
- осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности;
- обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия  в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), в 2014 году составляют 12 016,2 руб. (на 12% выше уровня 2013 года и на 17% федерального норматива), в том числе за счет средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС за счет субвенций ФФОМС –
6 962,5 руб.; за счет средств ОМС на финансирование дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой ОМС, а также страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой ОМС за счет межбюджетных трансфертов областного бюджета Ленинградской области – 2 663,4 руб.; за счет средств областного бюджета – 2 390,3 руб.

Председатель комитета
А.А. Лобжанидзе

© 2001-2018 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.