С П Р А В К А

о реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи  в Ленинградской области в  2011 году

Территориальная программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Ленинградской области на 2011 год (далее – Территориальная программа) утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 11.02.2011 №22 «О территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Ленинградской области на 2011 год». Постановлениями Правительства Ленинградской области от 18.08.2011 № 260 и от 26.12.2011 № 454 в Территориальную программу на 2011 год были внесены изменения в связи с уточнением стоимости территориальной программы в общем размере 1195,5 млн.руб., в том числе:

- в связи с внесением изменений в областной закон об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год (редакция Закона Ленинградской области от 23.12.10 №84-оз) увеличены бюджетные ассигнования по разделу «Здравоохранение», расходы областного бюджета на реализацию Территориальной программы увеличены на 236,4 млн. руб.;

- в связи с внесением изменений в областной закон об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год увеличены ассигнования местным бюджетам на реализацию Территориальной программы за счет средств местных бюджетов в сумме 63,2 млн.руб.;

- в связи с увеличением финансового обеспечения Территориальной программы обязательного медицинского страхования Ленинградской области (далее – ОМС) в сумме 408,1 млн.руб., в том числе на повышение норматива по заработной плате и начислениям на оплату труда в связи с внедрением новой системы оплаты труда - 278,3 млн.руб.;

- в связи с увеличением финансового обеспечения на реализацию мероприятия по повышению доступности амбулаторно-поликлинической помощи в рамках реализации программы «Модернизация здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 годы» в сумме 105,0 млн.руб.;

- в целях приведения территориального норматива посещений к федеральному в Территориальную программу ОМС включены дополнительные объемы медицинской помощи с соответствующим финансовым обеспечением 286,7 млн.руб.;

- на финансовое обеспечение медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями Ленинградской области лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, в сумме    96,1 млн.руб., в том числе в части прочих статей расходов в сумме         17,8 млн.руб.

Объемы медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой ОМС определялись согласно положениям информационного письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.12.2010 № 20-0/10/2-12028 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год».

Исполнение Территориальной программы представлено на основании отраслевой статистической отчетности формы № 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению» за 2011 год, утвержденной приказом Росстата от 29.07.2009 № 154 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения» с учетом произведенных расходов Территориальным  фондом  обязательного  медицинского страхования (далее – ТФОМС) по межтерриториальным расчетам за медицинскую помощь, оказанную жителям Ленинградской области вне территории страхования, в сумме 691,5 миллиона рублей; расходов на содержание АУП ТФОМС (административно-управленческого персонала) в сумме 84,6 млн. руб. и затрат на ведение дела страховых медицинских организаций (далее - СМО) в сумме   55,2 млн. руб.

  1. Анализ исполнения стоимости и структуры Территориальной программы государственных гарантий на 2011 год в разрезе источников финансирования

                                                                                                                                     Таблица 1

 

Финансовое обеспечение

Первоначально утверждено (тыс.руб.)

Утверждено с учетом корректировок (тыс.руб.)

Фактически исполнено (тыс.руб.)

Отклонение гр.4 / гр.3    (в %)

Отклонение гр.4 / гр.3       (в тыс.руб.)

1

2

3

4

5

6

Стоимость Территориальной программы всего, в т.ч.:

11 199 596

12 395 043

12 176 792

98%

-218 251

из средств бюджета, из них:

3 139 040

3 442 566

3 430 472

100%

-12 094

муниципального

545 664

608 824

721 144

118%

112 320

областного

2 593 376

2 833 742

2 709 328

96%

-124 414

из средств ОМС

8 060 556

8 952 477

8 746 320

98%

-206 157

 Территориальная программа государственных гарантий 2011 года  по стоимости выполнена на 98%. В разрезе источников финансирования можно отметить, что фактическое исполнение за счет средств бюджетов составило 100% от запланированного, в том числе:
  • за счет средств муниципального бюджета - 118%. Увеличены бюджетные ассигнования на проведение капитального ремонта и строительство новых ФАПов и их оснащение, на повышение заработной платы с 01.09.2011 в связи с введением новой системы оплаты труда в соответствие с нормами трудового права;
  • за счет средств областного бюджета - 96%. Неисполнение плановых бюджетных ассигнований обусловлено применением регрессивной шкалы по начислению страховых взносов, неисполнение по мероприятиям, направленным на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями (создание региональных сосудистых центров) в ГУЗ «ЛОКБ».

Фактическое исполнение Территориальной программы ОМС составило 98% от запланированного, в том числе:

1) на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС - 98%;

2) на оплату медицинской помощи по видам сверх базовой программы ОМС - 95%;

3) на оплату медицинской помощи по статьям сверх базовой программы ОМС -  100%;

4) финансирование страховых медицинских организаций и выполнение фондом управленческих функций - 98% .

В структуре медицинских организаций, принимавших участие в реализации Территориальной программы (76 медицинских организаций) муниципальные медицинские организации составили 45% от общего числа организаций (34), из них 3% (1) расположены в сельской местности, государственные учреждения здравоохранения составили 45% (34) от общего числа медицинских организаций, 6% от общего числа составляют негосударственные медицинские организации (5) и 4% медицинские организации федеральной собственности, подведомственные Минздравсоцразвития России (3).

В системе ОМС 2011 году работало 47 медицинских организаций, что составляет 62% от общего числа медицинских организаций, из них 8 амбулаторно-поликлинических, 34 больничных, 3 диспансера, родильный дом и станция скорой медицинской помощи.  

1.1. Структура Территориальной программы по источникам финансирования

                                                                                                       Таблица 2

 

Источники финансирования

Утверждено

Исполнено

Расходы, тыс.руб.

% от всех расходов

Расходы, тыс.руб.

% от всех расходов

Областной бюджет

2 833 742

22,9%

2 709 328

22,2%

Муниципальный бюджет

608 824

4,9%

721 144,0

5,9%

Средства ОМС

8 952 477

72,2%

8 746 320

71,8%

в т.ч. взносы на ОМС неработающего населения

5 271 036

42,5%

5 271 036

43,3%

Итого:

12 395 043

100,0%

12 176 792

100,0%

 Структура исполнения Территориальной программы в 2011 году выглядит следующим образом:
  • из средств бюджета – 28% (в 2010 году доля составляла 33%);
  • из средств ОМС – 72%, в том числе взносы на ОМС неработающего населения составили 43% от общей стоимости (в 2010 году 67% и 29% соответственно).

Структура расходов на Территориальную программу в 2010 и   2011 годах представлена на рисунке 1:

 

Рисунок 1

 В 2011 году в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения, разработанной в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального фонда ОМС, предусматривающей поэтапный переход до 2013 года на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи в рамках системы ОМС, на территории Ленинградской области осуществлен дальнейший переход на одноканальное финансирование.

В результате в Территориальную программу ОМС Ленинградской области в 2011 году через взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (в общей сумме 1 597,3 млн.руб.) включены расходы на:

  • -медицинскую помощь в фельдшерско-акушерских пунктах, доврачебную помощь в школах и прочие виды медицинской помощи в сумме 290,2 млн. руб.;
  • -коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества в части расходов на текущий ремонт зданий и сооружений, увеличение стоимости основных средств (оборудование стоимостью до 100 000 руб.) в размере 438,3 млн. руб.;
  • -скорую медицинскую помощь – 766,4 млн.  руб.;
  • -первичную специализированную медико-санитарную помощь (психиатрия, фтизиатрия, венерология) – 102,4 млн. руб.

Таким образом, доля средств ОМС в общем объеме финансового обеспечения Территориальной программы составила 72%.

  • Динамика изменения доли расходов через систему ОМС за 2009-2011 годы представлена на рисунке 2:

Рисунок 2

1.2. Утвержденный подушевой норматив финансирования Территориальной программы (рассчитан на всю численность населения Ленинградской области 1714,403 тыс. чел.) составил 7 230 руб., в том числе    5 222 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования и   2 008 руб. за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. 

Фактический подушевой норматив исполнения Территориальной программы составил 7 085 руб. (98% от утвержденного норматива), в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования 5 089 руб. (97% от утвержденного норматива) и 1 996 руб. из средств соответствующих бюджетов (99% от утвержденного норматива):

Рисунок 3

1.3.Структура расходов по условиям предоставления медицинской помощи в рамках Территориальной программы на 2011 год

                                                                                                                         Таблица 3

 

Виды медицинской помощи по условиям ее предоставления

Утверждено (тыс.руб.)

Структура к итогу в %

Исполнено (тыс.руб.)

Структура к итогу в %

Отклонение в %

Скорая медицинская помощь

855 694

6,9

812 050

6,7

94,9

Амбулаторно-поликлиническая помощь

3 969 417

32,0

3 639 303

29,9

91,7

Стационарная помощь, в т.ч. ВМП

5 758 010

46,4

6 043 722

49,6

105,0

Дневное пребывание

433 477

3,5

352 708

2,9

81,4

Прочие виды МП

1 235 928

10,0

1 189 212

9,8

96,2

Затраты на содержание АУП ТФОМС

142 517

1,1

139 798

1,1

98,1

ИТОГО:

12 395 043

99,9

12 176 793

100,0

98,2

 Проведенный анализ структуры расходов на медицинскую помощь, предоставленную населению Ленинградской области показал, что в общей структуре расходов наибольшая доля приходится на круглосуточный стационар (в том числе высокотехнологичная помощь) – 49,6%, амбулаторно-поликлинической помощи -  29,9%, на прочие виды медицинской помощи (службы переливания крови, бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомических бюро, санаториев, домов ребенка, льготный отпуск лекарственных средств и прочее) -  9,8% от всех расходов,  скорую медицинскую помощь -  6,7%, медицинскую помощь, оказываемую в дневных стационарах -  2,9%. Затраты на АУП системы ОМС, финансирование страховых медицинских организаций составляют 1,1% от всех расходов.

На рисунке 4 представлена структура расходов  по условиям  предоставления  медицинской помощи за 2010 и 2011 годы. Следует  отметить, что структура расходов по сравнению с 2010 годом изменилась. Наблюдается тенденция увеличения расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь на 4,9%, скорую медицинскую помощь – на 0,3%, дневное пребывание – на 0,1%, при этом сократились расходы на стационарную помощь - на 2,0%, на прочие виды медицинской помощи - на 3,2%, расходы на содержание СМО и АУП ТФОМС – на 0,1%.

 

Рисунок 4 

  1. Анализ выполненных объемов медицинской помощи по условиям ее предоставления                                                                                      

  Таблица 4

 

Виды медицинской помощи по источникам

финансирования

Утвержденные объемы (тыс.ед.)

Фактически исполнено (тыс.ед.)

Отклонение в %

По федеральным нормативам (тыс.ед.)

Исполнение фактических объемов от федерального норматива в %

Скорая медицинская помощь

500,271

503,279

100,6

546,509

92,1

Амбулаторно-поликлиническая помощь, всего:

14 059,017

12 914,260

91,9

16 670,236

77,5

заболевания, не включенные в ТП ОМС

355,781

241,180

67,8

1 268,313

19,0

медицинская помощь в рамках ТП ОМС

13 703,236

12673,080

92,5

15 401,923

82,3

Стационарная помощь, всего:

3 866,397

4 174,475

108,0

4 777,655

87,4

заболевания, не включенные в ТП ОМС

1 042,462

988,049

94,8

1 522,663

64,9

медицинская помощь в рамках ТП ОМС

2 823,935

3186,426

112,8

3 254,992

97,9

Дневное пребывание

796,729

800,241

100,4

1 013,963

78,9

заболевания, не включенные в ТП ОМС

0,000

0,031

 

171,858

0,0

медицинская помощь в рамках ТП ОМС

796,729

800,210

100,4

842,105

95,0

 На 2011 год утверждено 500 271 вызовов скорой медицинской помощи без учета объемов ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть  № 38 Федерального медико-биологического агентства» (далее - ФМБА), так как финансирование осуществляется ФМБА, что соответствует уровню объемов 2010 года.  Выполнение запланированных объемов составило 100,6% от утвержденных и  92,1%  от федеральных нормативов.

Запланированные объемы по амбулаторно-поликлинической помощи увеличились с 12 040,369 тыс. посещений в 2010 году до 14 059,017 тыс. посещений в 2011 году, увеличение составило 2 018,648 тыс. посещений. Выполнение запланированных объемов составило 91,9% от утвержденных, в том числе в рамках базовой программы ОМС объемы выполнены на 97,0% , и 77,5% от федеральных нормативов.

Утвержденные объемы по стационарной помощи по сравнению с утвержденными в 2010 году сократились на 275,153 тыс.койко/дней.  Выполнение запланированных объемов в среднем по круглосуточному стационару составило 108,0%, что составляет 87,4% от федеральных нормативов, в рамках базовой программы ОМС объемы выполнены на 112,8%.

Запланированные объемы по дневному пребыванию  всех типов  увеличились с 767,387 тыс.пациенто-дней в 2010 году до  796,729 тыс.пациенто-дней в 2011 году, отклонение  составило  29,342 тыс.пациенто-дней. Исполнение объемов составило 100,4% от плановых и 78,9% от федеральных нормативов, в том числе в рамках базовой программы ОМС объемы выполнены на 100,4%.  

Во исполнение п. 14 постановления Правительства Ленинградской области от 24.06.2004 года № 115 совместным приказом комитета по здравоохранению и ТФОМС от 21.10.2005 № 284/198 (с изм. от 19.10.2009      № 389а/405) утвержден порядок корректировки плановых заданий по учреждениям здравоохранения.

В течение 2011 года было подготовлено 11 приказов по корректировкам плановых заданий медицинских учреждений, которые проводились по следующим причинам:

  • - изменение структуры медицинского учреждения, в связи с временным закрытием или перепрофилированием отделений;
  • - открытие дополнительных участков врача общей практики;
  • - получение лицензии на новый вид специализированной медицинской помощи, либо истечение срока действия лицензии;
  • - отсутствие специалиста по заявленному виду специализированной медицинской помощи, либо прием нового специалиста;
  • - сезонное увеличение заболеваемости, неучтенное в предварительном планировании и другие объективные причины.

 Анализ стоимости единицы объема по условиям предоставления  медицинской помощи

                                                                                                                            Таблица 5

 

Виды медицинской помощи по
 источникам финансирования

Территориальный норматив на единицу

 медицинской помощи

утверждено (руб.)

фактическая стоимость (руб.)

отклонение (%)

отклонение (руб.)

Скорая медицинская помощь

1 710,50

1613,50

94,3

-97,0

Амбулаторно-поликлиническая помощь

282,30

281,80

99,8

-0,5

заболевания, не включенные в ТП ОМС

623,50

380,40

61,0

-243,1

медицинская помощь в рамках ТП ОМС

273,50

272,70

99,7

-0,8

Стационарная помощь

1 427,80

1373,30

96,2

-54,5

заболевания, не включенные в ТП ОМС

1 108,70

1070,40

96,5

-38,3

медицинская помощь в рамках ТП ОМС

1 539,70

1467,20

95,3

-72,5

Дневные стационары

544,10

440,80

81,0

-103,3

заболевания, не включенные в ТП ОМС

0

258,40

 

258,4

медицинская помощь в рамках ТП ОМС

544,10

440,80

81,0

-103,3

 Фактические показатели стоимости единиц объемов медицинской помощи в 2011 году, по сравнению с 2010 годом, изменились. При этом стоимость единицы объема скорой медицинской помощи увеличились на 15%, амбулаторно-поликлинической помощи – на 23%, стационарной помощи - на 8%, в условиях дневных стационаров – на 15%.

Стоимость 1 вызова скорой медицинской помощи в 2011 году составила 1 613,5 руб., что составляет 94% от утвержденного (1 710,5 руб.).
По амбулаторно-поликлинической помощи стоимость 1 посещения в среднем составила 281,8 руб., что составляет 100% от утвержденного (282,3 руб.). 
По круглосуточному стационару стоимость 1 койко/дня в среднем составила 1 373,3 руб., что составляет 96% от утвержденного  (1 427,8 руб.).
По дневному пребыванию стоимость 1 пациенто-дня в среднем составила 440,8 руб.,  что составляет 81% от утвержденного (544,1 руб.).

Реализация мероприятий по Территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения области позволила улучшить качество оказания медицинской помощи, способствовала улучшению показателей здоровья населения области, повышению уровня лечебного и диагностического процессов в учреждениях здравоохранения.

В 2011 году продолжились положительные изменения по снижению общей смертности и смертности по причинам, а также заболеваемости по ряду социально значимых заболеваний:

  • - в сравнении с 2010 годом на 11% снизилась общая смертность населения, показатель составил 1480 на 100000 человек населения (плановый показатель 1542);
  • - смертность населения в трудоспособном возрасте в Ленинградской области в 2011 году уменьшилась на 12,0% и составила 710,1 на 100000 лиц трудоспособного возраста (плановый показатель – 730,3);
  • - младенческая смертность за 2011 год к уровню 2010 снизилась на 14,2% и составила 5,19 на 1000 родившихся живыми (плановый показатель 5,45);
  • - смертность населения от болезней системы кровообращения снизилась на 5,2% и составляет – 871,7 на 100 тыс.  населения (плановый показатель – 905,1);
  • - в 2011 году было два непредотвратимых случая материнской смертности, показатель составляет 13,47 на 100 тыс. родов (плановый показатель 20,0),
  • - достигнуто снижение заболеваемости острыми гепатитами В и С, ВИЧ-инфекцией.
  • - по сравнению с 2011 годом распространенность больных туберкулезом на 100 тыс. населения снизилась со 136,8 до 121,4 случаев. Заболеваемость основного населения составила 55,4 на 100 тыс. населения, что на 6,3% меньше чем за аналогичный период 2010 года (плановый показатель 87,6).

За период 2011 года в сравнении с 2010 годом отмечено снижение смертности населения от онкологических заболеваний на 3,5%, коэффициент смертности на 100 тысяч жителей составил 227,2, хотя целевое значение показателя (210,5) не достигнуто, что требует дальнейшего совершенствования работы по своевременной диагностике злокачественных новообразований в первичном звене, а также работы с населением (информирование о ранних признаках онкопатологии, важности своевременного обращения за медицинской помощью.

В 2012 году будет продолжена  реализация мероприятий Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в соответствии с приоритетными направлениями, закрепленными действующим законодательством:

  • - приоритетное развитие амбулаторной медицинской помощи;
  • - приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
  • - приоритет охраны здоровья детей;
  • - переход на одноканальное финансирование через систему ОМС;
  • - поэтапный переход на оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания помощи и стандартами лечения заболеваний, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

 

Председатель комитета по здравоохранению
А.Ю. Окунев

 

 

© 2001-2018 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.