ОБОСНОВАНИЕ

необходимости принятия областного закона «О внесении изменений  в областные законы  «О социальной поддержке многодетных и приемных семей в Ленинградской области» и «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области»

Проект областного закона «О внесении изменений  в областные законы  «О социальной поддержке многодетных и приемных семей в Ленинградской области» и «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области» разработан по поручению Губернатора Ленинградской области А. Ю. Дрозденко в целях усиления социальной поддержки семей с детьми. 

Настоящим  проектом  предусмотрено внесение изменений в два  областных закона:

  1. в областной закон  от 17.11.2006 № 134-оз «О социальной поддержке многодетных и приемных семей в Ленинградской области» (с последующими изменениями) (статья 1 законопроекта);
  2. в областной закон  от 01.12.2004  № 103-оз «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области» (с последующими изменениями) (статья 2 законопроекта).

1. В областной закон «О социальной поддержке многодетных и приемных семей в Ленинградской области» предлагается внести следующие изменения:

1.1.   Установить единовременную денежную выплату на приобретение жилья семьям в случае рождения (усыновления в возрасте до 6 месяцев) одновременно трех и более детей (поручение Губернатора Ленинградской области А. Ю. Дрозденко от 20.03.2014 № 65-2747/14).
В настоящее время улучшение жилищных условий таким семьям осуществляется за счет различных источников - областного и местного бюджетов, муниципальных  программ, в которых принимают участие семьи. При этом, не все муниципальные образования могут приобретать жилье таким семьям,  и не все семьи в силу своих финансовых возможностей и большой иждивенческой нагрузки могут участвовать в муниципальных программах по улучшению жилищных условий.
Учитывая изложенное, законопроектом предусмотрена мера социальной поддержки  многодетной семьи в виде  единовременной  денежной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения (квартиры, жилого дома). Данную меру предлагается предоставлять многодетной семье, в которой воспитываются  одновременно родившиеся  (усыновленные (удочеренные) в возрасте до шести месяцев) после 31 декабря 2013 года  трое и более детей.
В целях  гарантированного  получения благоустроенного жилья   предлагается единовременную денежную выплату предоставлять на готовое жилье  (первичное либо вторичное) -  квартиру или жилой дом. При этом законопроект  не предусматривает приобретение части жилого дома либо квартиры (комнаты), поскольку целью  предоставления единовременной  денежной выплаты является  обеспечение семей полноценным и наиболее   комфортным жильем, что возможно только в случае  приобретения целого жилого объекта.  Такой подход  предоставления выплаты позволит:                      

  • приобретать семьями  жилье в достаточно короткий  срок;
  • исключить  при этом риски по невыполнению обязательств  застройщиков в случае  приобретения строящегося жилья;
  • обеспечить контроль за целевым использованием средств областного бюджета Ленинградской области.

Законом предусмотрены следующие условия получения единовременной денежной выплаты:

1) приобретаемое жилое помещение:

  • должно находиться на территории Ленинградской области;
  • быть пригодным  для постоянного проживания;
  • отвечать установленным санитарным нормам и техническим требованиям к жилым помещениям;
  • быть  свободным от обременений, в том числе от  ареста, запрета и залога у третьих лиц;

2) один из родителей должен  постоянно проживать на территории Ленинградской области на дату рождения (усыновления (удочерения) детей;   
3) жилое помещение должно приобретаться в общую долевую собственность всех членов многодетной семьи.

Единовременную денежную выплату  предлагается установить в размере 3,0 млн. руб., размер ежегодно  индексировать   исходя из  установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период  прогнозного уровня инфляции (аналогичная норма по индексации размеров социальных выплат предусмотрена областным законом от 17.11.2006 № 134-оз «О социальной поддержке многодетных и приемных семей в Ленинградской области» (с последующими изменениями).
В качестве подтверждения права  семьи на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья предлагается выдавать сертификат, установив срок  его действия, т.е. реализации права на покупку жилья в  течение трех лет с момента его получения.
Порядок предоставления единовременной денежной выплаты предлагается установить Правительством Ленинградской области. Указанным Порядком планируется:         

  • предусмотреть перечень документов, подтверждающих право на получение сертификата и получение единовременной денежной выплаты;
  • возложить на комитет по социальной защите населения Ленинградской области полномочия по предоставлению единовременной денежной выплаты, куда граждане должны будут обращаться за получением данной выплаты;
  • перечислять единовременную денежную выплату непосредственно на банковский счет продавца жилого помещения.

1.2.  Конкретизировать случаи, при возникновении которых меры социальной поддержки, установленные областным законом от 17.11.2006 № 134-оз «О социальной поддержке многодетных и приемных семей в Ленинградской области», многодетным семьям не предоставляются:

  • если ребенок (дети) из состава многодетной семьи помещен на полное государственное обеспечение (кроме нахождения ребенка (детей) в учреждении социального обслуживания по социально-медицинским показаниям, если родители от него не отказались);
  • если ребенок (дети) из состава многодетной семьи признан в установленном порядке полностью дееспособным (эмансипированным);
  • в случае лишения или ограничения родительских прав обоих родителей (усыновителей) из состава многодетной семьи;
  • в случае рождения мертвого ребенка (детей);
  • в случае смерти ребенка (детей) на день обращения за получением меры социальной поддержки многодетной семьи, распоряжением средствами материнского капитала и (или) получением единовременной денежной выплаты в отношении ребенка (детей), в связи с рождением которого (которых) возникло право на материнский капитал и единовременную денежную выплату;
  • предоставления аналогичной меры социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами иного субъекта Российской Федерации  (Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992  № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»  установлены меры социальной поддержки  многодетных семей. Предоставление указанных мер осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации. Таким образом,  если аналогичная мера социальной поддержки назначена гражданину  в другом субъекте Российской Федерации,  то  в Ленинградской области она предоставляться не будет).   

Действующим областным законом  такие случая не предусмотрены, что вызывает неоднозначное трактование правовых норм, в части определения права на меры социальной поддержки. Аналогичные нормы содержатся в областном законе от 01.12.2004 № 103-оз  «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области» Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

1.3. Увеличить возраст усыновляемого (удочеряемого) ребенка с трех до шести месяцев для получения дополнительного единовременного пособия при рождении (усыновлении и (или) удочерении) одновременно трех и более детей и регионального материнского капитала, т. к. в большинстве случаев в установленный 3-х месячный срок со дня рождения ребенка оформить документы на усыновление (удочерение) ребенка не представляется возможным.

Данные изменения позволят получить социальную  поддержку  на детей, усыновленных (удочеренных) в течение шести месяцев со дня рождения.

1.4. Исключить норму об обязательном направлении средств регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий многодетными  семьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий, т. к.  это ограничивает их право направить материнский капитал на другие цели (получение образования, медицинских услуг, лечение и реабилитацию ребенка-инвалида, приобретение транспортного средства семьей, имеющей ребенка-инвалида либо пять и более детей).

2. В областной закон  от 01.12.2004 № 103-оз «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области» предлагается внести следующие изменения:

2.1. Дополнить условия, при которых действие областного закона «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области» не будет  распространяться  на семьи   в случае смерти ребенка на дату обращения за мерами социальной поддержки.
2.2. По аналогии с предыдущими предложениями увеличить возраст усыновления (удочерения) ребенка с трех месяцев до шести месяцев.
2.3. Установить дополнительное единовременное пособие при рождении одновременно трех и более детей в размере 100 тыс. руб. на каждого ребенка. В настоящее время указанное пособие в размере 100 тыс. руб. предоставляется на семью. Данная мера направлена на повышение материального состояния семей с большой иждивенческой нагрузкой, которая возникла в связи с рождением  (усыновлением) одновременно трех и более детей.  
2.4. Увеличить размер ежемесячного пособия на 100% от базового размера ежемесячного пособия, установленного областным законом от 01.12.2004 № 103 - оз «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области», на детей одиноких матерей и на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов. Данная мера позволит  увеличить размеры пособий на детей указанной категории семей, в зависимости от возраста ребенка, от 261 до 391 руб. 

Предлагаемая норма  обусловлена исполнением поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец от 26.04.2013 № ОГ-П12-2868  по усилению социальной поддержки неполных семей, имеющих  детей.
Предлагаемые изменения позволят в целом улучшить материальное положение многодетных и неполных семей, проживающих в Ленинградской области.
Комитетом проведена экспертиза законопроекта в целях выявления в нем положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. В представленном проекте коррупциогенные факторы не  выявлены.
Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы законопроект размещен на сайте комитета по социальной защите населения Ленинградской области www.social.lenobl.ru    с 21  по 27 апреля  2014 года.

Председатель комитета
 Л. Н. Нещадим



Документы по теме:
::  Проект закона (42Кб)

© 2001-2018 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.