ОТЧЕТ ГУБЕРНАТОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

27.03.2013

Добрый день, уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые депутаты Ленинградской области!

Добрый день, уважаемые представители федеральных органов власти, местного самоуправления, науки, культуры, деловых кругов, общественности, отдельно — почетные граждане Ленинградской области!

В соответствии с законодательством я выношу на ваше рассмотрение, на рассмотрение жителей региона отчет о результатах деятельности правительства Ленинградской области за 2012 год. Кроме того, я хотел бы во время отчета изложить стратегические цели и задачи области на текущий год, на среднесрочную перспективу.

Ориентиром для нас с вами является Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, ибо основные цели и задачи Ленинградской области неотделимы от целей и задач России.

Перед нами, как и перед всеми регионами России, стоит задача, которую обозначил Президент России Владимир Владимирович Путин в своих предвыборных статьях, а затем в майских указах. Часть этих задач и планов мы начали уже с вами реализовывать, часть нам предстоит реализовать в ближайшее время. Всё это находится на строгом контроле, и, безусловно, на территории Ленинградской области будет выполнено.

Мы также не должны забывать то, о чем говорил Президент России в своем Послании.

Мир вступил в эпоху кардинальных перемен. Эти перемены глобальные, они касаются всех стран, континентов, всех людей на Земле. Эту эпоху будут отличать новые жестокие конфликты, жесткая борьба. И это борьба, как подчеркивал Президент, не только за металлы, нефть, газ, но, прежде всего — за человеческие ресурсы. Либо нация вырывается вперед, либо становится аутсайдером и неизбежно попадает в зависимость. Но обеспечить качественный рывок, войти в новый технологический уклад способна только та нация, которая обладает внутренней волей, энергией, способностью и желанием продвигаться вперед.

Всё это касается власти. Поэтому власть, в том числе власть Ленинградской области, должна быть ответственна, доступна и прозрачна. Власть не может отделять себя от народа, становиться изолированной кастой избранных. Власть должна работать, я бы сказал «вкалывать» на благо людей, на благо жителей Ленинградской области.

Мы должны заботиться о тех, кто слаб, помогать, защищать и создавать условия для полноценной и счастливой жизни всех жителей Ленинградской области.

Мы должны поддерживать все позитивные инициативы, независимо от того, от кого они исходят: от партий, от общественных организаций, от отдельных граждан.

Мы должны помогать любым начинаниям, направленным на развитие и воспитание духовного, нравственного и физического здоровья. Власть должна привлекать и вбирать в себя действительно лучших. В том числе и с помощью системы выборов всех уровней. И мы будем это делать!

Моей первой моей задачей при вступлении в должность было формирование новой команды. Акцент был сделан на профессионализм и личные качества. Несмотря на критику, несмотря на то, что в команде происходят изменения, я хочу сказать, что основной костяк команды состоялся.

Следом мы приступили к формированию основных направлений развития Ленинградской области — на основе честной и четкой оценки состояния дел, понимания наших сильных и слабых сторон, наших ресурсов и наших возможностей.

Вы знаете, что мы подготовили Концепцию развития Ленинградской области и сделали ставку на активный путь развития. Это потребует огромного интенсивного труда от всех нас, огромные усилия. Но я думаю, что мы с вами к этому готовы.

В регионе налажено конструктивное взаимодействие исполнительных и законодательных органов власти. В атмосфере взаимопонимания работают областные и федеральные структуры.

Я очень благодарен депутатскому корпусу за поддержку в этот период, за конструктивное, компетентное сотрудничество при подготовке важнейших законодательных актов.

С другой стороны и мы последовательно реализуем те обещания, которые были даны депутатам. Это и открытое формирование правительства Ленинградской области, это и открытое обсуждение бюджета, это и открытая реализация наших идей и планов. Я понимаю, что наше с вами сотрудничество не исключает споры, дискуссию, критику. Но я готов к этому, готов к открытому диалогу и открыт для споров.

Для того чтобы добиться нового качества жизни для жителей Ленинградской области, ее территорий, мы должны создать экономический механизм, двигатель, способный тянуть за собой все остальные сферы нашей жизни. Я об этом говорил уже не раз. Таковы сегодня реалии дня и не замечать их было бы неразумным.

Задача равномерного развития экономики региона, ликвидации экономической отсталости ряда отраслей, ряда территорий, так называемых депрессивных районов, была и остается нашей первостепенной задачей. Хотя вы знаете и не хуже меня, что это очень сложная задача в реализации.

Мы с вами приняли несколько областных законов, направленных на стимулирование активной деятельности в регионе, на поддержку предприятий, реализующих программу расширения производства, сокращение издержек, повышение конкурентоспособности. Большая работа была проведена в части оказания помощи предприятиям всех отраслей, в связи с подготовкой к работе в условиях вступления России в ВТО. Эта помощь носила не только консультативный и организационный характер. В целом ряде случаев (особенно в отношении предприятий агропромышленного комплекса, легкой промышленности, малого бизнеса) она сопровождалась серьезной финансовой поддержкой.

В целом сегодня можно констатировать, что правительству Ленинградской области удалось решить главную задачу 2012 года — обеспечить темпы экономического развития. И сегодня они у нас выше среднероссийских.

Промышленное производство в Ленинградской области в 2012 году увеличилось на 4,2%. А валовой региональный продукт по предварительной оценке вырос на 4,7%.

Успешно развивались ведущие отрасли нашей промышленности — производство машин и оборудования. Рост составил 19,9%. Весомые темпы роста продемонстрировали отрасли, доля которых в региональном продукте становится с каждым годом все заметнее. Это, прежде всего, транспорт и строительство. Здесь рост в среднем произошел на 7%.

Уровень регистрируемой безработицы составил всего лишь 0,46%. Это один из самых низких показателей в России. Тот экономический подъем, который у нас продолжается, обеспечивается рабочими местами. И практически все жители Ленинградской области, кто готов трудоустроиться, могут трудоустроиться и трудиться.

К сожалению, сегодня мы констатируем, что часть своих проблем в трудовых ресурсах мы закрываем за счет мигрантов.

За счет мигрантов мы обеспечиваем прирост населения Ленинградской области. И тот прирост, который мы, например, показали, более 30 тысяч за прошлый год, в большей степени связан именно с миграцией из других регионов и даже из других стран в Ленинградскую область.

При этом мы понимаем, что мы только тогда обеспечим кадров в Ленинградскую область, когда заработная плата будет находиться на определенном (и высоком) уровне.

Рост заработной платы составил 14% к прошлому году, а средняя заработная плата – 26,8 тысяч рублей.

При этом реальная заработная плата возросла на 8,5%. А общая численность занятых в экономике — почти на 2%.

Зафиксирован более значительный, чем в среднем по России, рост реальных среднедушевых доходов (на 5,1%). Денежные доходы на душу населения составили 23 386 рублей, что на 7% больше, чем в соответствующий период прошлого года.

При этом я хотел бы подчеркнуть, что та инвестиционная политика, которую мы сегодня ведем, о которой я буду говорить ниже, должна быть привязана к повышению заработной платы.

Я хотел бы, чтобы мы с вами в 2013 году и последующие годы, подписывая инвестиционные соглашения с нашими стратегическими инвесторами, с нашими инвесторами в конкретных отраслях, указывали, что они гарантируют среднюю заработную плату на своих предприятиях при начале реализации инвестиционных проектов не ниже, чем средняя заработная плата по той отрасли, в которую они приходят. Иначе нет смысла поддерживать данных инвесторов. И я хотел бы, чтобы это была наша стратегическая позиция.

Улучшаются показатели финансовой стабильности и инвестиционной привлекательности региона. В 2012 году международное агентство «Fitch Ratings» повысило долгосрочные рейтинги Ленинградской области в иностранной и национальной валюте с уровня «AA-(rus)» до «AA(rus)». Это один из самых высоких рейтингов субъектов Российской Федерации. Прогноз по долгосрочным рейтингам — «Стабильный».

За 2012 год объем инвестиций в регион превысил 330 миллиардов рублей. Но дело тут не просто в цифрах. Меняется сам инвестиционный пейзаж. Область перестают считать экономической провинцией, круг наших инвесторов включает в себя крупнейшие европейские и отечественные фирмы.

Например, в 2012 году соглашения о предоставлении мер государственной поддержки со стороны Ленинградской области по инвестиционным договорам были заключены с 14 предприятиями. Из них такие крупные, как «Сименс Технологии Газовых Турбин»; «Усть-Лужский Контейнерный Терминал»; «Распределительно Перевалочный Комплекс – Высоцк «ЛУКОЙЛ-II»; «Роквул-Север»; «Йотун Пэйнтс»; «Выборгская лесопромышленная корпорация» и многие другие.

В экономику поступило 1,4 миллиарда долларов иностранных инвестиций. Это в 1,9 раза больше (вдумайтесь в цифру), чем в 2011 году. А самое главное, что ¾ это прямые иностранные инвестиции.

89% инвестиций в Ленинградской области — это инвестиции частных организаций. Это те инвестиции, которые осуществляются без привлечения бюджетных средств.

Было введено несколько крупных промышленных объектов. Это «Тихвинский вагоностроительный завод», «Меттэм-ЛСК», «Электромодуль», «Элопак», «Победа ЛСР».

В то же время здесь нам не нужны крайности. Мы должны, кроме поддержки инвесторов, работать и с крупными государственными монополиями, с крупными государственными компаниями. Иначе мы не сможем кардинально изменить ситуацию в регионе.

Вы знаете, что с приходом новой команды мы предложили крупнейшим российским компаниям перейти на уплату налога на прибыль консолидированному плательщику. И только за счет этого мы смогли привлечь по налогу на прибыль дополнительно в бюджет региона более 6 миллиардов рублей. У нас подписано Соглашение с такими крупнейшими компаниями, как «Газпром», «Лукойл», «Новатек», «Сибур» и многими другими. Они обеспечивают региону не только весомые инвестиции, но и заметное пополнение бюджета.

Мы должны понимать, что инвестиции это не только создание благоприятных условий для развития экономики Ленинградской области, это и создание рабочих мест. В 2012 году было создано 3850 новых рабочих мест. На 2013 год мы ставим перед собой задачу создать более 4 тысяч рабочих мест и увеличить инвестиции на 2%.

Многие скажут: амбициозная ли это задача 2% инвестиций? Учитывая тот количественный уровень инвестиций, который мы достигли, учитывая те кризисные процессы, которые происходят в мире, в том числе стагнацию многих мировых экономик, я думаю, что это достаточно серьезная задача.

По итогам 2012-го в мониторинге, проводимом Министерством регионального развития РФ, Ленинградская область заняла четвертое место по инвестиционной привлекательности, пропустив вперед только «сырьевых гигантов» — Тюменскую область и Ханты-Мансийский автономный округ, а также Краснодарский край, в котором завершается строительство олимпийский объектов.

Мы должны понимать, что наша цель — это не экономика, а повышение жизненного уровня населения. Но эта задача не может быть решена без поддержки предприятия, развития отраслей, выпускающих конкурентоспособную продукцию. Мы должны создавать условия, чтобы в Ленинградской области принимались и создавались новейшие современные технологии, возникали и находили применение и поддержку инновации и даже экспериментальные производства.

Я считаю, что мы должны поставить перед собой задачу изменить инвестиционный портфель Ленинградской области. Мы должны сегодня делать ставку не только на привлечение инвестиций, на создание рабочих мест, а на создание высокооплачиваемых рабочих мест и на привлечение инвестиций развивающих только современные, высокоэффективные технологии.

Сегодня, говоря об экономике Ленинградской области, мы не можем не сказать о сельском хозяйстве. Это та отрасль, которая традиционно у нас развивалась даже несмотря на кризисный период. Мы сегодня производим 2,1% общего объема сельхозпродукции в стране и почти 40% продукции сельского хозяйства Северо-Западного федерального округа.

Мы в последние годы обеспечиваем устойчивый рост производства сельхозпродукции. И к уровню 2011 года у нас производство увеличилось на 4,3%. Но мы понимаем, что это та отрасль, которая требует поддержки государства, поддержки бюджета.

На эти цели в областном бюджете в 2012 году было предусмотрено 4,3 миллиарда рублей, в 1,2 раза больше, чем в 2011 году. А общая поддержка с учетом мероприятий социального развития села составила 5,1 миллиарда.

Но мы так же понимаем, что сельское хозяйство – это ключевая отрасль. И мы должны менять отношение к нему, и нас это заставляет делать решение о вступлении России в ВТО.

Я благодарен депутатам за поддержку, которую они оказали программам финансирования для сельского хозяйства. В целом это программа увеличилась на 40% в этом году по сравнению с 2012 годом.

В результате через 5 лет мы планируем с нынешних 2% общего объема сельхозпроизводства страны выйти на уровень 5%. Это амбициозный проект, мы его называем «5 на 5». Я считаю, что он осуществим. Я считаю, что это, действительно, наша цель, которую мы должны достигнуть.

Но мы так же должны с вами понимать, что сегодня не только промышленность, сельское хозяйство выдвигается в основные отрасли Ленинградской области. У нас сегодня строительство тоже является той отраслью, которой мы уделяем особое внимание.

Я уверен, что для региона настало время развития. Невозможно развитие региона представить без развития строительной отрасли. Но мы должны так же понимать, что основой градостроительной политики области должны стать генеральные планы всех областных территорий, формирование которых мы должны завершить в этом году. Эти планы были предметом общественных дискуссий с участием самого широкого круга жителей Ленинградской области.

Но вы знаете, что мы четко определили правила игры на строительном рынке. И, несмотря на все трудности, несмотря на критику, несмотря на серьезное противостояние, мы эти правила игры будем чётко соблюдать.

Мы понимаем, что надо не просто построить дом, нужно сделать так, чтобы жить в нем было комфортно, и поэтому мы хотим взять на себя заботу об обеспечении прозрачности всех процедур в сфере строительства.

Вы знаете, что мы по темпам строительства жилья сегодня являемся лидерами Российской Федерации.

По уточненным данным Петростата, в эксплуатацию введено 1 миллион 150 тысяч квадратных метров жилья общей площади. В том числе 580 тысяч квадратных метров индивидуальных жилых домов. По отношению к 2011 году это рост на 6,8%, и мы даже превысили запланированный нами объем. Но это жилье нам необходимо не просто построить, но также обеспечить инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой. Правительство Ленинградской области заявило о готовности участвовать в финансировании таких работ. Но при активном финансовом участии своих застройщиков, тех застройщиков, которые будут регистрироваться на территории Ленинградской области, и, безусловно, уплачивать налоги в областной и муниципальный бюджет.

В дискуссии с девелопверами пришлось применять различные аргументы: и аргументы, основанные на нашем областном законодательстве и аргументы, полученные по материалам проверок органов архитектуры контрольно-надзорных служб.

В результате объем частных инвестиций только в коммунальный комплекс области превысил по итогам года 818 миллионов рублей. Появились первые построенные по нашим программам, но  за счет частных инвестиций автомобильные дороги и детские сады. Из средств областного бюджета на строительство и реконструкцию социальных объектов было выделено 2,2 миллиарда рублей. В эксплуатацию было введено 19 объектов, выполнены капитальные ремонты по 39 социальным объектам.

Мы ставим перед собой амбициозную задачу: через 5 лет довести объемы строительства в регионе жилья до 3 миллионов квадратных метров. Но это не просто строительство жилья, чтобы Вы понимали. Это строительство жилья со всеми сопутствующими объектами, инфраструктурой, это социальные объекты: детские сады, школы, это и поликлиники, строительство социальных объектов. Если мы сумеем отстоять свою позицию, если мы сумеем отстоять тот принципиальный взгляд, который сегодня у нас есть, мы качественно поменяем жизнь людей в Ленинградской области.

Мы понимаем, что тема дорог, строительство дорог — тема, которая сегодня достаточно критикуемая со всех сторон, справедливо критикуемая.

Несмотря на сложности финансирования, на 20% нам удалось увеличить ассигнования на строительство дорог по сравнению с уровнем 2011 года. Было отремонтировано 688 км дорог — это в полтора раза выше, чем наш с вами установленный план.

Но при этом я хотел бы уделить принципиальное внимание дорогам местного значения и выделению средств из бюджета Ленинградской области и средств муниципальных образований на строительство, ремонт дорог местного значения и внутриквартальных домовых территорий.

В прошлом году в эту программу попало 98 объектов непосредственно и ежедневно влияющих на качество жизни жителей этих городов. Однако мы понимаем, что это не решает полностью тех проблем, которые стоят перед нами и перед муниципальными образованиями.

Здесь мы рассчитываем не только на хорошую конкретную работу по освоению наших средств муниципальными образованиями. А вы знаете нашу проблему, что в прошлом году 50% средств, выделенных на ремонт муниципальных дорог и внутриквартальных дорог, муниципальными образованиями были не освоены. Но еще мы будем требовать выделения собственных средств на со-финансирование со стороны муниципальных бюджетов.

Развитие дорожной сети у нас будет продолжаться. Но мы хотели бы качественно изменить подход к строительству, ремонту дорог Ленинградской области. До недавнего времени почти 90% средств мы направляли только на текущий ремонт дорожного покрытия. При этом не готовили документы для капитального ремонта дорог, для реконструкции, для нового строительства.

В этом году часть средств бюджета дорожного фонда мы направим на подготовку документов для того, чтобы мы могли начинать строительство новых дорог и реконструировать старые дороги.

Это необходимо, чтобы мы могли решать проблемы строительства новых дорог и реконструкции существующих дорог совместно с Российской Федерацией. Сегодня мы уже четко понимаем, что без поддержки федерального бюджета кардинально проблему в Ленинградской области не решить. А задачи перед нами стоят большие: это и мост через Волхов, это строительство путепроводов, это и реконструкция части региональных дорог.

В то же время в 2013 году мы начинаем работы по капитальному строительству — это, прежде всего, касается так называемых депрессивных районов.

В 2012 году в Ленинградской области число субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с 2011 годом выросло на 5 тысяч и составило 60 270. Причем в приоритетных для Ленинградской области сферах развития малого бизнеса появилось 163 новых предприятия, в том числе в производственной сфере — 70. На государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области в 2012 году поступило 331,9 млн. рублей, в том числе из областного бюджета — 137,1 млн. рублей, из федерального бюджета — 194,8 млн. рублей.

С 2012 года в регионе расширен перечень получателей стартовых пособий. В перечень включены граждане, находящиеся в трудоспособном возрасте, зарегистрированные на территориях депрессивных городских и сельских поселений. Ими создано 57 новых бизнесов.

Мы ставим перед собой задачу — довести количество занятых в малом предпринимательстве, индивидуальных предпринимателей до половины всего  трудоспособного населения нашего региона.

Здесь у нас есть проблемы, есть системные проблемы, о которых вызнаете, и в ближайшее время мы будем укреплять кадрами наши службы, которые несут ответственность за развитие малого и среднего бизнеса в Ленинградской области.

Но говоря об экономике, мы должны понимать, что успешность Ленинградской области должна быть связана не с цифрами экономическими, а уровнем жизни людей, проживающих на нашей территории. И мне очень отрадно отметить, что мы с вами здесь находим полное взаимопонимание. И бюджет 2013 года, и плановые показатели 2014, 2015 годов показывают, что мы с вами принимаем бюджет социально-ориентированный, бюджет, который будет направлен на повышение уровня жизни населения Ленинградской области.

Мы сделали ряд серьезнейших шагов одни из первых в Российской Федерации. Мы взяли на себя обязательство по безусловному исполнению указов Президента, послания Президента по повышению заработной платы работников бюджетной сферы.

С 1 января средняя заработная плата учительства сравнялась со средней заработной платой по экономике Ленинградской области. В 2013 году она будет четко индексироваться, с тем, чтобы этот уровень сохранялся.

В течение 5 лет мы должны полностью решить проблему по повышению заработной платы в здравоохранении с тем, чтобы заработная плата врачей превышала среднюю заработную плату по отраслям экономики, среднеотраслевым показателям Ленинградской области. К этому уровню будет подтягиваться заработная плата работников бюджетной сферы.

Всего 2 субъекта Российской Федерации подписали соглашение с Союзом промышленников и предпринимателей и с профсоюзами об установлении минимального размера базовой заработной платы по региону. К середине 2013 года, вы знаете, что у нас минимальная заработная плата должна равняться 7000 рублей.

Еще более масштабные мероприятия по увеличению заработной платы предстоит нам в социальной сфере и в культуре. Среднее повышение составит 35-40%. Мы рассчитываем, что повышение заработной платы, в том числе и поможет нам решить одну из самых острых проблем Ленинградской области — демографическую проблему. Чем выше уровень доходов населения, тем больше желание людей рожать детей, создавать семьи.

У нас есть уже позитивные изменения. У нас рождаемость увеличилась на 5%, а смертность, по сравнению с прошлым годом, осталась практически на том же уровне. Но, к сожалению, на сегодняшний день смертность превышает рождаемость, и об устойчивой тенденции, о позитивных сдвигах пока говорить рано. Поэтому одна из основных задач в социальной сфере, которая у нас с вами остается – это преодоление демографического кризиса. Все что связано с детьми должно стать нашим приоритетом.

Мы абсолютно поддерживаем тезисы, которые в своем послании озвучил Президент России — нормой для российской семьи должно стать 3 детей.

Одним из первых в стране именно в Ленинградской области было принято решение о прямой материальной поддержке многодетных семей. Каждый третий ребенок, родившийся в области после 1 июня 2012 года, получает ежемесячную, а также годовую материальную поддержку. А фактически с января 2013 года при вашей поддержке мы приняли решение, что не только третий ребенок, который рождается в семье, но и приемный третий ребенок в семье будет пользоваться такими же льготами.

Мы приняли решение по увеличению ежемесячного пособия на ребенка на 20% , компенсация на питание — на 2/3, единовременное пособие на 80%, компенсация на приобретение детской одежды для посещения школ, письменных принадлежностей для школьников для малообеспеченных граждан также увеличим на 2/3.

Различными мерами социальной поддержки обеспечено 54 тысячи семей с детьми. А общий объем финансирования увеличился на 18,3%. Мы посчитали — только за счет средств областного бюджета доходы малообеспеченных семей в прошлом 2012 году выросли на 30%.

Особое внимание, считаю, нужно уделить проблемам детей-сирот.

Да! Их в Ленинградской области становится все меньше. В прошлом 2011 году в детских домах находилось 725 детей, в этом году 643 ребенка. Тем не менее, мы приняли принципиальное решение и приостановили программу по укрупнению и объединению детских домов. Приняли решение не закрывать малокомплектные детские дома.

Мы также разрабатываем закон, чтобы дети-сироты, которые пойдут получать высшее образование на бюджетной основе, будут получать специальную стипендию в размере 15 000 рублей на все время обучения, ежемесячно.

В 2012 году 162 ребенка из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получили жилье (в 2011 году — 154 человека). Это позволило значительно сократить для этой категории очередь на получение жилья, но она остается. И остается проблема с обеспечением средств на эти цели. Мы также имеем факты, когда ряд муниципальных образований не освоили выделенные из областного бюджета средства для приобретения квартир для детей-сирот.

По мнению Правительства области, как бы ни менялись наши подходы к экономике, исходя из насущных забот, наши планы, в центре внимания всегда должны оставаться те, кто олицетворяет наше будущее и наше героическое прошлое — дети и ветераны.

Мы сегодня должны поставить перед собой задачу — довести уровень устройства детей в семьи в различных формах: это и усыновление, это и попечительство, и другие формы до 95% из вновь выявленных детей-сирот. И поверьте, что это реальные планы. Сегодня уже в Ханты-Мансийском автономном округе 95%  вновь выявленных детей-сирот устраиваются в семьи. И говоря о повышении жизненного уровня Ленинградской области, мы должны, в том числе ставить перед собой и эту задачу.

Почти треть жителей Ленинградской области, 551 000 человек, получают льготы, социальные гарантии. В первую очередь это пожилые, ветераны войны, блокадники, труженики тыла, инвалиды. Их защита, защита их интересов остается для нас приоритетной задачей.

Я не буду говорить о том, что сделано в прошлом году. Я скажу о том, что правительством Ленинградской области принято решение об увеличении с 1 января размера государственной социальной помощи, в том числе единовременной социальной помощи, в зависимости от жизненной ситуации. Увеличено, также, единовременное пособие выплаты лицам, состоящим в браке 50,60,70,75 лет.

Мы ставим также перед собой задачу по обеспечению наших граждан жильем. По программе «Социальное развитие села» 289 жителей Ленинградской области в прошлом году получили новое жилье.

Мы ставим перед собой цель, чтобы учителя, которые работают в сельской местности, могли гарантированно получать благоустроенное жилье при постановке на очередь в срок не более 3 лет.

Врачи, которые приходят на работу в сельской местности, в отдаленные районы, чтобы получали жилье в течение двух лет с момента постановки на очередь.

Мы также запускаем программу страхования муниципального и государственного жилья, за счет этой программы мы хотим уйти от такой категории граждан, как погорельцы. Вы знаете, что пожары у нас с очень частой периодичностью случаются, а затем и областные власти, и муниципальные власти испытывают серьезные трудности, связанные с приобретением жилья и расселением данных граждан. При этом достаточно просто застраховать государственное муниципальное жилье, и уже за счет страховых выплат решать эту проблему.

Состояние здоровья жителей Ленинградской области, и особенно детей, не может не вызывать серьезной тревоги. И хотя здесь есть позитивные изменения, мы хотим этой отрасли уделить особое внимание.

Я уже сказал, что в 2012 году нам удалось повысить среднюю заработную плату по данной отрасли, и она уже составляет 80% от средней заработной платы по экономике. Оплата врачей на 20% превышает среднюю заработную плату по экономике.

Проводимая реформа в здравоохранении должна быть направлена на получение доступности медицинской помощи каждому жителю региона, вне зависимости от его социального положения, уровня доходов и места жительства.

Вы знаете, что в рамках совершенствования организации медицинской помощи, и повышению ее доступности населению, проводится развитие уровней системы оказания медицинской помощи. Однако моя позиция, и я уже обозначал, стоит в том, что нельзя проводить никакие реформы за счет людей. Мы должны сегодня остановиться, произвести оценку данной реформы, провести перезагрузку. Мы сначала должны доработать создание на местах опорных пунктов для оказания медицинской и санитарной помощи, а потом уже обустраивать учреждения, которые оказывают высокотехнологическую помощь, и централизовать наши больничные учреждения и койко-места в районах и области.

Больного, которому требуется банальная операция по удалению аппендицита, мы начинаем возить по областным дорогам в течение нескольких часов с тем, чтобы довезти его в районную или областную больницу.

Мы уже доходим до того, что ставить капельницы, делать уколы, проходить первичный осмотр - нужно в районных медицинских центрах. Это не модернизация. Это безобразие!

Сначала мы должны обеспечить оказание первичной медицинской помощи на местах, а затем уже проводить модернизацию.

И здесь у меня есть вопросы к нашему комитету по здравоохранению. В ближайшее время эти вопросы мы будем кардинально решать.

Один из приоритетов областного правительства - обеспечение граждан лекарственными препаратами, особенно людей с тяжелыми заболеваниями.

Для обеспечения региональных льготников в 2012 году было закуплено лекарственных препаратов на сумму более 413 миллионов рублей — на 90% больше, чем в 2011 году.

Особое внимание уделялось тем людям, которые страдают онкологическими заболеваниями, требующими дорогих лекарственных препаратов — дополнительно из областного бюджета было выделено 208 миллионов рублей.

При этом наряду с оказанием лечебной помощи, надо в первую очередь ставить задачу снижения количества больных людей. Здоровая нация — это та цель, к которой мы должны стремиться.

Необходимо укрепить кадрами объекты здравоохранения. Вы знаете, что мы организовали прием выпускников областных школ в медицинские вузы Санкт-Петербурга по договорам о целевой подготовке.

Выпускникам медицинских высших и средних учебных заведений, поступающим на работу в учреждения здравоохранения Ленинградской области выплачиваются единовременные пособия. Врачи получают 15 тысяч рублей, средние медицинские работники — 7,5 тысяч рублей. До конца этого года размеры этих пособий будут увеличены вдвое — до 30 тысяч и 15 тысяч соответственно.

Еще одна мера социально-экономического характера — ежегодная единовременная выплата молодым специалистам в размере 56 500 рублей. И до конца текущего года мы должны довести ее до 100 тысяч рублей.

Рост доходов областного бюджета позволил нам более чем на 20% повысить в 2012 году финансирование образовательных учреждений.

Я только назову общую цифру: 22,5 миллиарда рублей мы выделяем на образование.

Основная задача, которую мы безусловно будем решать — это сокращение дефицита мест в дошкольных учреждениях. Мы взяли на себя обязательства в соответствии с указом Президента Российской Федерации, подписали соответствующую дорожную карту.

По сравнению с 2011 годом таких учреждений в Ленинградской области стало на 7 больше. Кроме того, создано 2 452 места для детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях и школах.

Эти меры позволили увеличить обеспеченность дошкольным образованием с 56% до 63% и охватить дошкольными услугами детей в возрасте от 5 до 7 лет на 90%.

С 1 сентября 2013 года мы ставим перед собой задачу ликвидировать очередь в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет. А к 1 января 2015 года — забыть, что такое очередь в детские сады Ленинградской области. Она должна быть ликвидирована полностью.

Для этого мы реализуем несколько программ. В частности, это строительство детских садов за счет прямого финансирования из бюджета, а также в рамках государственно-частного партнерства.

Надо отметить, что уровень образования в Ленинградской области сегодня высокий. В 2012 году выпускники наших школ получили на выпускных экзаменах по всем предметам оценки, более высокие, чем среднероссийские показатели ЕГЭ.

При этом задача, которую необходимо решать — повышение доступности для школьников профильного обучения. Этому способствует реализуемая в Ленинградской области программа дистанционного обучения и создания профильных школ.

Для огромной территории нашего региона это крайне важная задача. Мы должны обеспечить детям и подросткам из отдаленных населенных пунктов либо дистанционное обучение, либо доставку в школы и обратно.

Для этого в 2012 году было закуплено 69 новых автобусов. И в течение 2013-2014 годов мы планируем полностью решить проблему по обеспечению школ новыми современными автобусами, соответствующими всем требованиям безопасности.

Я не буду говорить о горячем питании в школах, о третьем уроке физкультуры, об обеспечении школ спортивными площадками. Вы знаете, что в ближайшее время на территории Ленинградской области будет построено 18 футбольных полей с искусственным покрытием.

Я хотел бы остановиться на развитии системы профессионального образования. В этом направлении нужен качественный рывок и прорыв. Мы должны довести соотношение профессионального и высшего образования на территории Ленинградской области с учетом тех детей, которые будут учиться, в том числе в Санкт-Петербурге или в других субъектах, до соотношения 50 на 50.

Сегодня необходимо кардинально менять ситуацию и готовить не «синих воротничков», а специалистов по тем направлениям, которые востребованы в экономике. Если мы этого не сделаем, то столкнемся с тем, что у нас будет нехватка квалифицированных рабочих рук.

2013-й год объявлен Годом духовной культуры в Ленинградской области. Это даст старт масштабной работе по возрождению великого историко-культурного и духовного наследия региона. Центральным событием станет празднование Дня Ленинградской области в Старой Ладоге, которая в 2013 году отметит 1 260 лет со дня основания.

Воспитывать у жителей высокие морально-нравственные принципы, уважение к культурному наследию своего народа и приверженность национальным традициям необходимо с раннего возраста. Поэтому Год духовной культуры должен быть ориентирован, прежде всего, на воспитание подрастающего поколения, школьников и студентов.

Культура и традиции для нас - это не только историческое наследие, но и основной кирпичик в основании возрождения нашего общества, формирования его государственности, менталитета наших жителей.

Особое значение мы придаем проектным и ремонтно-реставрационным работам. В 2012 году работы проводились на мемориальных комплексах «Синявинские высоты» и «Невский пяточок». Ремонтно-реставрационные работы по сохранению объектов археологического наследия выполнены на объектах культурного наследия в Ивангороде, селе Старая Ладога и в Гатчине. И эта работа будет продолжена.

Важно не забывать и о наших исторических корнях, о духовном, культурном воспитании подрастающего поколения.

Мы должны не только отчитываться о том, сколько областные театры провели спектаклей, концертов, сколько у нас творческих коллективов. Мы должны сделать все возможное, чтобы наши дети знали историю своего края и любили свой край, чтили наши российские традиции.

Перед нами, уважаемые депутаты, стоит серьезная задача реформирования местного самоуправления. Сложно говорить о патриотическом воспитании, невозможно создать конкурентоспособную экономику, решить социальные задачи, если у нас не эффективно работают государственные и муниципальные структуры. Без сомнения, качество принимаемых управленческих решений в регионе должно быть поднято на новый уровень.

Когда многие критикуют меня за реформу местного самоуправления, я хочу задать вопрос: а что вы предлагаете взамен? Сегодня мы с вами видим тенденции, которые происходят на межгосударственном, межбюджетном уровне. Мы все больше полномочий забираем из муниципальных районов.

Уже в этом году мы переведем на финансирование из областного бюджета объекты здравоохранения и объекты дошкольного образования. Мы выплачиваем межтарифную разницу и ведем прямую поддержку финансирования объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Возникает вопрос: а чем будут заниматься районные органы местного самоуправления и органы местного самоуправления первого уровня?

Поэтому задача объединения, прежде всего, администраций районных центров с администрациями районов – это та задача, которую я ставлю перед нами, перед Правительством Ленинградской области. И мы ее должны решить с тем, чтобы у районных властей оставался свой уровень ответственности, свой уровень управления.

Кроме того, с 2014 года мы подпишем прямые соглашения со всеми муниципальными районами о софинансировании тех обязательств, которые мы взяли перед Российской Федерацией. Это, прежде всего, программа строительства детских садов, программа капитального ремонта жилого фонда, программа расселения аварийного жилья и программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

К этой работе мы будем подходить гибко, учитывать финансовые возможности каждого муниципального образования. Но соглашения подпишут все. И безусловный контроль за выполнением соглашений, оценка работы муниципальных образований встанет во главу угла исполнения данных соглашений.

Опыт 2012 года показал, что иногда реализация наших совместных планов «буксует». Где-то из-за отсутствия элементарной координации деятельности районных и поселенческих органов управления, где-то из-за нехватки квалифицированных специалистов, где-то в результате имевших преступный умысел действий отдельных муниципальных чиновников.

Но если с последними должны разбираться (и эффективно это делают) правоохранительные органы, то устранение иных препятствий, снижающих эффективность напряженной работы по повышению качества жизни населения — прямая задача Губернатора, Правительства Ленинградской области и глав муниципальных образований. Именно для решения этой задачи мы и проводим муниципальную реформу.

Наша главная цель – эффективность работы органов местного самоуправления, решение задач по активизации участия населения в вопросах местного значения, формирование и развитие, в том числе в сельской местности, институтов гражданского общества.

Я абсолютно не приемлю, когда на встречах с населением, куда приезжают члены Правительства Ленинградской области или Губернатор, задают вопросы, которые находятся полностью в компетенции органов местного самоуправления.

Мы должны четко понимать, что у нас у каждого свои задачи, и свои возможности по выполнению задач. И перекладывать ответственность с одного уровня на другой я не позволю! Каждый из нас должен быть ответственен за свои поступки и за свои действия.

Хочу сказать, что основная часть муниципалитетов грамотно и четко исполняет свои полномочия и выполняет свои обязанности. И я надеюсь, что сегодня большинство глав муниципальных образований, глав администраций районов с уверенностью смотрят в будущее. Но мы должны понимать, что 2014 год – год выборов. И нас с вами будет оценивать население.

Правительство Ленинградской области сегодня сделало акцент на честный и прямой разговор с населением о тех проблемах, которые  есть в Ленинградской области. Запущен сайт «открытого бюджета» Ленобласти: любой пользователь Интернета может зайти на сайт и посмотреть расходование бюджета, направление статей в режиме онлайн.

До конца 2013 года также появится возможность в сети Интернет в режиме онлайн отслеживать решения, принимаемые правительством Ленинградской области, задавать вопросы и получать ответы о том, с чем связано принятие того или иного решения.

В ближайшее время мы полностью перейдем на электронный документооборот. Будет продолжена практика привлечения представителей научных, общественных, политических кругов - всех партий, которые представлены на территории Ленинградской области, - к решению насущных проблем, включая обсуждение законопроектов.

Мы будем расширять спектр взаимодействия и координации совместных действий с федеральными структурами, органами исполнительной власти других регионов. В первую очередь, с органами исполнительной власти ближайшего соседа – Санкт-Петербурга. Создание и работа в 2012 году Координационного совета Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере социально-экономического развития, сегодня позволяет уверенно говорить, что ряд текущих проблем, которые не решались годами, - будут решены.

Завершая свое выступление, хочу сказать, что сегодня я четко понимаю те направления, по которым должна развиваться экономика Ленинградской области, те направления, куда мы должны вкладывать наши бюджетные ресурсы, и те задачи, которые мы должны достигнуть в ближайшие годы.

Предстоит трудная черновая работа. Принятие, возможно, не популярных решений.  Но мы должны понимать, что несем ответственность за развитие Ленинградской области. Я надеюсь, что общими усилиями мы осуществим наши планы и выполним все стоящие перед нами задачи.

Спасибо.

 



Документы по теме:
::  Скачать отчет в формате Word (109Кб)

© 2001-2017 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.