! Портал работает в тестовом режиме.
Если у вас есть вопросы или предложения по работе портала, свяжитесь с нами

Отчет о результатах деятельности Правительства Ленинградской области в 2017 году

24 апреля 2018 года в рамках 28-го внеочередного заседания областного парламента Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко выступил с отчетом о результатах деятельности Правительства Ленинградской области в 2017 году:

«Уважаемый Сергей Михайлович!

Уважаемые депутаты Законодательного собрания Ленинградской области!

Дорогие почетные граждане!

Уважаемые члены Совета Федерации!

Депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации!

Уважаемые  руководители территориальных подразделений федеральных органов власти!

Руководители предприятий, организаций!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

В соответствии с законодательством я выношу на ваше рассмотрение «Отчет о результатах деятельности Правительства Ленинградской области за 2017 год».

Вам перед началом были представлены информационные материалы более чем на 200 страницах, в которых содержатся итоги развития всех отраслей, экономики, социальной сферы Ленинградской области.

Поэтому в своем выступлении я всё-таки хотел бы сосредоточиться на основных итогах 2017 года, но и, говоря об итогах 2017 года, немного сказать о стратегии развития на ближайшие годы.

Почему лишь немного сказать о стратегии: потому что в декабре я выступал с посланием «Ленинградская область 4:0. Взгляд в будущее», где достаточно подробно именно сказал о том, как мы будем развиваться в ближайшие 10 лет.

Прежде, чем начать свое выступление, я не могу не сказать несколько слов о важнейшем событии этого года – выборах Президента Российской Федерации.  Ибо это событие не только подтверждает в целом правильность курса, в рамках которого мы работали все предыдущие годы, но и формирует новые задачи, направленные на дальнейшее развитие не только нашего региона, но и России в целом.

Именно на эти новые задачи, которые поставил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, мы и будем с вами ориентироваться.

Я хочу сказать, что мы показали лучший результат на Северо-Западе и по явке – почти 67%, и по голосам за нашего кандидата Владимира Владимировича Путина – 79% плюс 17% к Президентским выборам 2012 года.

Почему я именно с этого начинаю?

Потому что это лучшее доказательство того, что жители Ленинградской области поддерживают тот экономический социальный курс, который был обозначен в 2012 году Президентом Российской Федерации, и мы с вами этот курс реализовывали все 5 лет, и высокая оценка Президента Российской Федерации на выборах, это как раз поддержка этого курса.

Мы вошли в ТОП-15 регионов Российской Федерации по абсолютному увеличению явки по сравнению с предыдущими выборами.

Для нас сегодня очень важно оценить, прежде чем говорить о будущем, нашу работу за последнее время. Я хотел бы, чтобы мы сегодня обратили внимание на итоговые цифры прошлого года. 2017 год не стал исключением из тех последних лет, когда мы работаем вместе с вами, потому что он сохранил позитивный тренд.

Ленинградская область завершила уходящий год успешно, и вновь продемонстрировала хорошие результаты по всем ключевым показателям.

Судите сами. В 2017 году мы смогли впервые достичь уровня валового регионального продукта (хочу, чтобы все обратили на это внимание!) 1 трлн рублей.

Мы с вами, когда готовили «Стратегию развития Ленинградской области», рассчитывали, что ВРП в 1 трлн рублей достигнем к 2020 году. Как говорили в старые добрые времена, мы пятилетку выполнили за 3 года. Это действительно очень большой и знаковый показатель.

В промышленности мы, конечно, не показали высокого роста. Мы достигли роста в 100,2% к уровню 2016 года. Но при этом нужно иметь в виду, что в 2016 году у нас по сравнению с большинством регионов был рост более чем на 4%, а в 1 квартале 2018 года мы уже плюсуем к 2017 году 4,6%.

Всегда расти невозможно, всегда оставаться лидерами сложно. И недаром я ставлю задачу не только по отдельным отраслям расти, но и по отдельным отраслям главное не падать, удерживаться на том высоком уровне, который мы уже достигли.

У нас единственная отрасль, которая допустила потери индекса производства, 99,9% к уровню 2016 года, это сельское хозяйство, и мы знаем, почему: неблагоприятные погодные условия не позволили нам собрать урожай именно в отрасли растениеводства, и это сказалось в целом на сельском хозяйстве. Хотя также по итогам 1 квартала мы уже возобновили рост и плюсуем 1,5%.

А если, например, посмотреть по другим направлениям агропрома, то у нас везде устойчивый рост, особенно всё, что связано с пищевой промышленностью.

В сфере АПК мы остаемся лидерами всего Северо-Запада. Мы производим 40% продуктов питания. Мы лидеры России по производству яйца. Мы на 11 месте по производству мяса в полной валовке всех видов мяса. И на 16 месте по производству молока.

Очень серьезный рост в последние годы демонстрирует строительство. Опять 8% к уровню предыдущего года, при том, что в целом по Российской Федерации отмечен тренд на падение.

Особенно у нас активно развивается строительство жилья. Мы достигли рекордных 2,6 млн квадратных метров, и занимаем по валовому строительству квадратных метров жилья 5 место в России. По строительству жилья на 1 человека мы лидеры Российской Федерации.

На территории области полностью выполнена программа по переселению граждан из аварийного жилья, признанного таковым на 1 января 2012 года.

Я не буду говорить о достижениях Ленинградской области по разным  независимым рейтингам. Сейчас вам выведут слайд на эту тему. Ну он говорит сам за себя, поэтому не буду на нем останавливаться.

Хотел бы, наоборот, остановиться на том, о чем тоже говорю не раз, и буду повторять. Говоря об экономике, говоря о цифрах, о достижениях, главное понять и оценить, что дали жителям Ленинградской области эти высокие цифры и высокие показатели. И вот на этом я хотел бы остановиться.

Во-первых, на рынке труда за 2017 год количество высокопроизводительных рабочих мест увеличилось на 9,6 тысяч, а численность работников, занятых в промышленности, по итогам 2017 года увеличилось на 5 тысяч человек, а в целом по экономике на 12 тысяч человек. Вот это главный показатель того, что экономика развивается.

Можно говорить о высоких цифрах, можно говорить о росте валового регионального продукта, можно говорить о каких-то достижениях. Но если сокращается рынок рабочих мест, значит, всё это относительно.

У нас же этот тренд развития экономики полностью синхронизируется с трендом создания новых рабочих мест.

Еще раз хочу сказать, создано 12 тысяч новых рабочих мест.

Уровень регистрируемой безработицы сохранился на стабильно низком уровне. Мы занимаем 2 место снизу по уровню безработицы среди всех субъектов Российской Федерации.

Еще одни цифры, на которые я хотел бы обратить внимание, которые идут за большими цифрами, и они должны следовать в тренде за большими цифрами, иначе если здесь есть разрыв, то значит не всё в порядке в экономике: средняя заработная плата выросла и достигла почти 39000 рублей. Это очень хороший показатель.

Нам удалось преодолеть негативный тренд предыдущих лет, и восстановить положительную динамику роста реальной заработной платы. Кстати, она с пересчетом  и с минусом инфляции составила 3,4%. Это значит, что у нас действительно растет реальная заработная плата. И мы, кстати, один из немногих, а если четко говорить, мы вошли в «двадцатку» регионов Российской Федерации, где выросли и реальные доходы населения. Пусть не на много, на 0,4%, но в большинстве регионов Российской Федерации, к сожалению, но наблюдалось сокращение реальных доходов населения.

Конечно же, стабильная ситуация в экономике не могла не отразиться на бюджете Ленинградской области. Мы получили доходов более чем 105 млрд рублей, а расходную часть бюджета исполнили на 113 млрд рублей. При этом образовавшийся дефицит мы полностью покрыли и профинансировали за счет собственных денежных средств, за счет денежных остатков, которые у нас были на начало 2017 года.

И еще очень важная деталь. Можно быть успешными в экономике, но иметь абсолютный дисбаланс бюджета. И такую картину мы наблюдаем в ряде регионов Российской Федерации. Это не секрет, об этом говорил и Президент Российской Федерации, и Председатель Правительства. Когда регионы при внешней благополучной экономической ситуации имеют значительную долговую нагрузку, а по некоторым регионам долговая нагрузка превышает годовой доход бюджета.

Так вот в Ленинградской области четко можно сегодня сказать, что мы не обременены долговой нагрузкой. Да, она у нас есть.  В 2017 году в целом долговая нагрузка снизилась до 3,9 млрд рублей, это 4% от доходов бюджета.

Но что такое эти 3,9 млрд рублей? Это на 3/4 – низкозатратные бюджетные кредиты под 0,5-1% или до 3%, которые мы и не спешим возвращать, потому что это действительно низкий процент. Мы их реструктуризировали по соглашению с Минфином Российской Федерации. И это 3/4 нашего долга.

21% - это те государственные гарантии, которые мы дали, в том числе государственные гарантии, связанные с реализацией адресных экономических программ Ленинградской области.

5% - это долгосрочные облигации. Хочу заметить, что в нашем портфеле заимствований коммерческих кредитов нет.

И мы неслучайно заняли 4 место среди регионов Российской Федерации по итогам 2017 года по достижению наилучших показателей по социально-экономическому развитию,  по сбалансированности бюджета и по достижению наивысших темпов роста налогового потенциала. И не просто заняли 4 место, мы получили дополнительное финансирование в виде поощрения, в виде премии за достижение 4 места в сумме 860 млн рублей.

Согласитесь, неплохая оценка – и моральная, и материальная.

Наверное, самое главное, опять-таки говоря об экономических показателях, то, что мы выполнили все целевые показатели майских указов Президента Российской Федерации по зарплатам бюджетникам. Тоже было бы, я думаю, некрасиво и стыдно, если бы в целом при росте экономики мы не выполнили эти показатели. Хотя нам было непросто, и даже некоторые показатели мы не просто выполнили, мы их перевыполнили, потому что мы подстраховывались. И у нас была показательная сложная ситуация прошлого года, когда мы на бумаге рассчитали, и были уверены, что мы все майские зарплатные показатели выполним и перевыполним. А за счет выплаты 13-й зарплаты и итоговых годовых премий подросла в среднем заработная плата по Ленинградской области, и получилось, что некоторые показатели оказались у нас на грани выполнения. Поэтому мы подстраховались, и даже по некоторым категориям бюджетников эти показатели мы значительно перевыполнили.

Нами достигнуты не только зарплатные показатели. Мы в целом сегодня один из самых успешных регионов по выполнению майских указов Президента Российской Федерации.

Хотя не все показатели достигнуты, и вы знаете об этом. Это и часть показателей, связанных со смертностью от новообразований, это и продолжительность жизни – мы чуть-чуть его не достигли, это и, например, такой показатель, как смертность от ДТП. И, несмотря на то, что этот показатель у нас снижается третий год подряд, мы еще далеки от его достижения.  И понятно, почему. 

Мы находимся в более сложных условиях, чем другие субъекты Российской Федерации. Мы – один из самых высоких по транзитному потоку регионов Российской Федерации.

Мы сегодня, к сожалению, видим процесс, когда за счет ремонта федеральных и региональных трасс отсутствует дисциплина водителей, и очень много смертей в ДТП, связанных с нарушением правил обгона, выезд на встречную полосу или превышение скоростного режима и уход с дорожного полотна. И, если даже посмотреть с соседним субъектом с Санкт-Петербургом,  то у нас, например, количество аварий в два раза ниже, чем в Санкт-Петербурге, а смертей и раненых – в 2 раза больше.  Именно потому, что тяжесть наших аварий, она не сопоставима с тяжестью аварий, которые совершаются в городе. Что для этого нужно делать?

Мы уже принимаем серьезные меры, мы третий год инвестируем по миллиарду рублей в безопасность дорожного движения, это и видеофиксация, и освещение, дорожные знаки, светофоры, и шумовые полосы, и пешеходные переходы, и многое другое. Это дает эффект. Еще раз повторю, снижение третий год подряд идет, но еще раз говорю, здесь нам нужно еще напрягаться и напрягаться.

Не могу не сказать, так же говоря об итогах 2017 года, что у нас есть еще одно знаковое событие – численность населения Ленинградской области составила 1 млн 800 тысяч человек.

Мы достигли этого показателя, и прирост населения, например, за 2017 год – это 22 тысячи человек. Хотя тоже здесь цифра, которая требует анализа. Рост населения мы получили не за счет демографии, а за счет миграционных процессов, потому что мы остаемся регионом привлекательным для проживания.

Мы вошли в ТОП-15 регионов по комфортному проживанию, по оценке самими жителями комфортности проживания.

У нас неплохая средняя заработная плата, у нас практически нет безработицы, у нас строится жилье и, конечно же, к нам приезжают жители других регионов Российской Федерации и из других государств для того, чтобы здесь осесть, постоянно проживать, работать, создавать семьи и так далее. Мы это приветствуем. Этот процесс у нас контролируемый, и мы видим, что те люди, которые к нам приезжают, они находят свое место в ленинградской семье.

Все показатели, которые мы с вами достигли, они появились не на пустом месте.

Я еще раз хочу, завершая блок экономики, рассказ о наших достижениях, поблагодарить, прежде всего, наших жителей за тот огромный труд, огромный вклад в экономику, который они делают последние годы. Да и всегда Ленинградская область отличалась тем, что умела работать. Это, конечно же, и совместные усилия Правительства Ленинградской области, Законодательного собрания, органов местного самоуправления при поддержке федеральных органов власти. Всем еще раз за это огромное спасибо.

Теперь о наших приоритетах в 2017 году, которые мы сами для себя определили, и как мы эти приоритеты будем реализовывать в текущем периоде.

Вы знаете, что деятельность Правительства Ленинградской области строится на основе принятой нами Стратегии развития Ленинградской области до 2030 года.

Причем для нашего Правительства, для моего Правительства это не пустой документ.  Это документ, которым мы руководствуемся, документ, в который мы постоянно вносим дополнения, изменения, и на который ориентируются все наши государственные программы.

Мы определили 6 главных стратегических проектов, чтобы не распыляться и понимая, что объять необъятное невозможно. Это 6 проектов, которые мы согласовали с вами, с депутатским корпусом:

- индустриальное лидерство;

- продовольственная безопасность;

- современный транспортный комплекс;

- профессиональное образование;

- здоровье населения;

- комфортные поселения.

И, как раз на этих направлениях я и предлагаю сейчас остановиться.

Начну с «Индустриального лидерства».

Мы уже здесь достигли больших успехов и  занимаем одно из ведущих мест в Северо-Западном федеральном округе.

Но на что хотел бы обратить внимание?

Для меня, например, этот показатель очень важен, я даже выделил его отдельно.

Это цифра – объем отгруженных товаров среднетехнологического и высокотехнологического сегмента промышленности. Это электроника, электроприборы, машины, оборудование, транспортные средства, фармацевтика и медицинские изделия.

По этому направлению объем увеличился на 22,9% - почти на 23% и достиг 111 млрд рублей. Мы ставили 3 года назад перед собой задачу к 2020 году достичь 10% уровня ВРП именно этого сегмента. Опять-таки мы с опережением этого уровня достигли. Это значит, что тот курс, который мы вместе с вами объявили в 2014 году на развитие высокотехнологичных инновационных производств, дал свои первые результаты.

Еще раз говорю, для меня это очень важная цифра.

В 2017 году моим решением был создан Центр развития промышленности Ленинградской области, он должен стать и стал уже единым окном по оказанию услуг промышленным предприятиям, прежде всего, малого, среднего бизнеса по поиску бизнес партнеров, расширению рынков сбыта продукции, получению мер господдержки регионального, федерального уровня, развития экспорта, внедрению новых технологий.

У нас уже сегодня развивается несколько кластеров  промышленности, в частности, это кластер медицинской, фармацевтической промышленности и радиационных технологий. В отчетном году, кстати, введена в эксплуатацию экспериментальная биологическая лаборатория компании «Авивак» - это производство вакцин для птицепрома. Я там был, поверьте, это космическое производство, современное высокотехнологичное производство.

Мы так же реализовали региональный план мероприятий по импортозамещению, и первая такая ласточка – это завод по выпуску станков для обрабатывающей промышленности ЗАО «Балтийская промышленная компания».

Недавно, кстати, это производство, этот завод был включен в федеральный список «Локомотивы роста» - это тоже проект, который реализуется на нашей с вами территории.

Активно идут модернизация, техническое перевооружение промышленных мероприятий Ленинградской области, и здесь тоже у нас есть  у нас локомотивы – это "КИНЕФ", "Еврохим", "Нокиан Тайерс", "Транснефть Балтика", ПГ "Фосфорит" и многие, многие другие предприятия.

Большая работа была проведена по улучшению условий инвестирования и развитию институтов и инструментов поддержки инвестдеятельности.

Остановлюсь на нескольких цифрах, которые тоже принципиальны. И, если оглянуться на 5 лет назад, эти цифры в 2,3, а по некоторым позициям в 4 раза превышали нормативный срок.

Что это за цифры?

Например, сокращен срок принятия решения органами местного самоуправления о согласовании строительства объектов электросетевого хозяйства с 25 дней до 10, а когда мы начинали, то этот срок вообще зашкаливал за 70 дней.

Срок мероприятий по техническому присоединению составляет уже 83 дня при целевом показателе, который нам установлен АСИ – 90 дней, а начинали мы со 186 дней.

Не буду останавливаться на других цифрах. Но еще раз хочу сказать, то, что мы здесь начали системно работать, также дает свой результат.

Значительно изменилась ситуация в части регистрации прав собственности и постановки на кадастровый учет, хотя здесь хватает проблем. Но, тем не менее, новый предельный срок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане составляет  21 день.

А срок присвоения адреса земельному участку – уже только 14 дней. Эта цифра - в три раза ниже, чем те цифры, которые были в 2014 году.

При этом уже 56% территорий Ленинградской области отмежеваны и внесены в кадастр. В 2015 году это было всего 7%.

Кстати, как раз эти показатели  позволили нам быть признанными первыми в федеральном конкурсе «Проектный олимп» в номинации «Организация и деятельность организации проектного общества по улучшению инвестклимата».

В 2017 году мы вместе с вами создали специальные условия для крупных инвесторов. И вы, наверное, уже вчера читали прессу, первые ласточки уже пошли, крупные инвесторы, под тот закон, который мы с вами приняли.

Еще раз огромное спасибо за поддержку – это областной закон о специальных инвестиционных контрактах, предусматривающих значительные налоговые льготы инвесторам, которые разово вложат в экономику Ленинградской области под новые производства 50 млрд рублей. У нас уже в портфеле три таких проекта значительных, и я надеюсь, что количество таких проектов будет увеличиваться.

А итог такой: опять-таки рекорд, мы с вами впервые преодолели по объему инвестиций сумму в 300 млрд рублей. Если быть точными, 338 млрд рублей – это плюс 26% к 2016 году, при том, что в 2016 году мы выросли по сравнению с 2015 годом почти на 13%.

В условиях санкций, антисанкций, нестабильной экономики, турбулентности, поверьте, что эти цифры должны у вас вызывать гордость. Это действительно так.

В рамках Петербургского международного экономического форума в 2017 году мы подписали 24 новых инвестсоглашения на сумму 55 млрд рублей, в том числе «Приморск-Развитие», «Филип Моррис Ижора», «Кнауф  Петроборд», «ФосАгро»  и другие компании.

Кстати, еще одним позитивным для нас решением должно быть решение, которое уже принимало Правительство Российской Федерации. Городу Пикалево присвоен статус «Территория опережающего развития». Здесь будет обеспечен выгодный налоговый режим, что позволит нам привлечь инвестиции в восточные районы области. Уже сегодня в портфеле инвестиций у нас соглашение на создание более чем 2000 рабочих мест.

Тоже, согласитесь, очень хорошее решение.

Мы должны также с вами понимать, и неслучайно я выступил с посланием «4:0», что мы должны переформатировать свой подход к экономике Ленинградской области, потому что основываться на старых подходах уже невозможно. И неслучайно мы говорим о том, что мы будем развивать программу цифровой экономики в Ленинградской области, а Правительство Российской Федерации приняло программу «Цифровая экономика России».

По сути, речь идет о создании единого цифрового пространства, в котором цифровые данные являются ключевыми факторами производства во всей социально-экономической сфере деятельности. Это даст нам ускорение процессов, снижение издержек, повышение производительности труда. И это основное наше направление, которого мы должны придерживаться в ближайшие годы.

Кстати, опять-таки мы попали в 10 пилотных регионов, где будет реализовываться федеральная программа «Умный город». В эту программу попал наш город Сосновый Бор. Но мы приняли волевое решение: мы за счет средств бюджета Ленинградской области будем вести не один город, а два города в этой программе. Второй город за счет средств бюджета и внебюджетных источников – это город Гатчина.

Через 5 лет это должны быть города, не имеющие аналогов даже в Европе, где будет всё умное, начиная с беспилотного маршрутного такси, открытого бюджета, возможности голосования, участия населения в любых решениях через электронные средства - это и система «Умный ЖКХ», это и система «Умного управления транспорта» и многое другое. Мы уже провели первое совещание на эту тему, и готовим дорожную карту по реализации проекта «Умные города Ленинградской области».

Конечно, для нас очень важна еще одна стратегическая инициатива «Продовольственная безопасность».

Мы поставили перед собой амбициозную задачу: войти в ТОП-15 ведущих регионов по объему производства сельхозпродукции.

Почему задача амбициозная? Потому что мы с вами находимся в зоне рискованного земледелия. Мы с вами находимся на той территории, которая в большей степени, чем многие территории Российской Федерации, зависит от погодных условий. И, тем не менее, мы ставим перед собой такую задачу.

Кстати, она абсолютно достижима. Приведу одну цифру. Индекс производства пищевых продуктов за 1 год у нас вырос на 14%. Это гигантская цифра. Это цифра, которая, наверное, сопоставима только с китайскими показателями, когда у них были самые динамичные годы развития сельского хозяйства.

Мы, кстати, вошли в 10 пилотных регионов, которые реализуют направление селекции семеноводства. И уже в 2017 году мы обеспечили наш АПК семенным картофелем собственного производства.

В сфере логистики реализуется крупный проект – это оптово-распределительный центр мощностью 82,5 тыс тонн единовременного хранения продовольствия в Тосненском районе.

Мы заключили соглашение на развитие целого ряда инвестиционных проектов по строительству тепличных комплексов. И стоит амбициозная задача: полностью обеспечить себя и Петербург овощами закрытого грунта.

Мы сегодня строим завод по производству шампиньонов мощностью 10 тысяч тонн в год. И мы закроем потребности свои и Петербурга в этой продукции.

У нас подписано соглашение по расширению производства мощностей свежей рыбы с ООО «Рыбстандарт». И многие другие проекты.

Две новые для нас отрасли, которые уже 3 года демонстрируют устойчивый рост не менее чем на 6%. Это производство рыбы и производство сыров. Например, рост производства рыбы за прошлый год составил 16%, сыров 6%. И, кстати, мы научились делать не только легкие, мягкие сыры. У нас сегодня уже есть и производство твердых сыров.

Конечно, я не могу не остановиться на одном из локомотивов роста экономики Ленинградской области в последние десятилетия – это, конечно же, транспортный комплекс. И неслучайно мы его оставили, как стратегическую инициативу «Современный транспортный комплекс».

Это три ключевых направления:

- строительство современных дорог и реконструкция старых дорог;

- качественное улучшение транспортного обслуживания наших жителей;

- развитие транспортного потенциала – портовых комплексов и логистических терминалов.

Мы продолжаем развивать строительство портовых комплексов на Балтике. И сегодня у нас инвестпортфель состоит из 4 крупных проектов. То есть мы не остановились на том, чего достигли.

И, кстати, опять-таки рекорд: впервые порт «Усть-Луга» вошел в стомиллионник европейских портов. Удивительная цифра! Но я говорю, что сегодня можно часто говорить «рекорды», применяя это именно к экономике Ленинградской области.

Определенных успехов мы достигли и по транспортным развязкам. Достаточно вспомнить виадук, который мы ввели в Гатчине, виадук, который мы ввели на участке Возрождение-Выборг-Каменногорск. Мы сегодня строим несколько серьезных развязок.

И самое главное, что мы сегодня начали работать над улучшением транспортного обслуживания населения. Это не только низкопольные автобусы, это еще и дополнительные льготы, которые мы даем нашим ветеранам и пенсионерам. Мы единственный регион Северо-Запада, представляющий всем пенсионерам и отдельным категориям граждан круглогодично льготный проезд как в пригородных поездах, так и в скоростных поездах «Ласточка». А сегодня, вы знаете, у нас люди в возрасте старше 70 лет уже по 18-ти соглашениям с более чем 10 компаниями получили бесплатный проезд на автобусном транспорте. Это тоже первая такая практика в Российской Федерации.

Для нас, конечно, остаются важными проекты: это транспортный пересадочный узел Девяткино, обход Мурино и Новодевяткино, расширение, строительство причальной инфраструктуры.

В 2018 году, кстати, мы будем вводить новый причальный комплекс на острове Коневец, и в береговой бухте Владимирская, а также причал в Сясьстрое. А учитывая, что мы ввели в прошлом году причал в Старой Ладоге, мы ставим перед собой задачу – амбициозную задачу: разработать (и нас здесь поддерживают Минтранс и Ростуризм) водное сообщение туристических теплоходов с Великим Новгородом. И Минтранс готов нас поддержать именно в тех работах, которые связаны с дноуглублением отдельных участков р. Волхов.

Говоря о развитии экономики, мы должны понимать, что развивая экономику, мы должны развивать профессиональное образование. Иначе мы можем разорвать эту связь или преемственность молодых специалистов и современного производства. Нам очень важно, чтобы молодые специалисты – те, кто получают профессию в Ленинградской области, прежде всего, «синие воротнички», когда приходят на производство, чтобы они были подготовлены к работе на новых станках, на новом оборудовании, с новыми технологиями и так далее.

И не случайно мы сегодня опять-таки вышли в лидеры Российской Федерации по востребованности выпускников и по их трудоустройству. У нас одни из самых высоких цифр в Российской Федерации, мы входим в первую тройку.

При этом, что мы для этого сделали? Мы приняли непростое, но абсолютно правильное амбициозное решение. Мы вошли в мировую семью «WorldSkills» - это молодые профессионалы, это система проведения соревнований. А под соревнования система производственного обучения такова, чтобы на уровне мировых стандартов поддерживали и базу производственную, и базу обучающую, и базу экзаменационную по системе «WorldSkills».

Мы создали региональный координационный центр союза «WorldSkills Россия». И мы уже провели первый региональный чемпионат «WorldSkills» в Ленинградской области.

Кстати, студенты в 2017 году заняли третье место в компетенции «Плотницкое дело» на уровне России, первое место в компетенции «Токарная работа на станках с числовым программным управлением уже на открытом Евразийском чемпионате.

И, кстати, я посмотрел ту базу, на которой ребята обучаются в Кировске. Молодой человек стоит у станка в белой рубашке и в галстуке, и управляет станком, который производит сложнейшие детали из металла, на уровне, действительно, Роскосмоса.

Мы провели реновацию Кировского, Киришского техникумов. Начата реновация Кингисеппского колледжа технологии и сервиса, в Тихвинском техникуме и  в Беседском сельскохозяйственном техникуме.

И мы очень надеемся, что нас поддержит и «Киришенефтеоргсинтез», и «Сургутнефтегаз». Мы свои обязательства выполнили. Мы полностью подготовили современную площадку, современные помещения для размещения нового оборудования для стендов управления химическими процессами. Но пока, к сожалению, «Сургутнефтегаз» не произвел поставку оборудования. Я, правда, поставил срок ожидания до 1 июня. Если этого не произойдет, купим за свой счет.

Мы не самый богатый регион, но мы гордый регион. И та программа, которую мы наметили, реновации учебных заведений, мы не будем по этой программе зависеть от того или иного предприятия, от того или иного юридического лица.

Мы приступаем к проектированию и затем к строительству «Центра профессиональных компетенций». Этот центр будет самым современным центром в Российской Федерации, оборудованным инновационным оборудованием.

Мы будем привлекать только лучших тренеров, лучших победителей соревнований «WorldSkills» для того, чтобы они обучали и преподавали там. Понятно, что мы не можем одновременно создать современную инновационную площадку с современным оборудованием в каждом нашем училище. Но мы создадим единый центр в Гатчине на базе нашего нанотехнопарка и через этот центр будем обучать и переобучать всех ребят и, кстати, мастеров производственного обучения в Ленинградской области.

Мы так же начали создавать коворкинг центры – это первые коворкинг центры в Ленинградской области с оборудованием современного пространства для личного профессионального развития молодежи.

Кстати, молодые люди здесь могут не просто пообщаться, не просто что-то обсудить, они получают возможность реализовывать свои проекты, как экономические профессиональные, так общественные. Здесь можно арендовать рабочее место, назначать деловые переговоры, проводить встречи и многое, многое другое.

Конечно, я не могу не упустить такую стратегическую инициативу, как "Здоровье населения".

Самая главная цель этой программы – это обеспечить увеличение продолжительности жизни жителей Ленинградской области и демографический рост.

Это две амбициозные задачи, потому что здесь нам предстоит очень много работать.

Мы продолжим структурные преобразования в организации медицинской помощи, направленные на повышение доступности, максимальное приближение к местам проживания граждан, централизацию оказания специализированной помощи.

Кстати, 2017 год оказался переломным. Впервые за последние 5 лет количество негативных оценок нашей медицины стало снижаться. До этого мы наблюдали рост, теперь начало снижаться, и уже в ряде муниципалитетов жители оценивают определенные успехи в медицине.

Мы, кстати, начали реализовывать проект не только по строительству стационарных или капитальных ФАПов, но мы начали проект и по выкупу быстровозводимых модульных ФАПов. Мы уже выкупили 4 таких модульных ФАПа, еще 5 модульных ФАПов будем выкупать в этом году. Но при этом мы строим и амбулатории, и поликлиники, и многое другое. Самое главное, что мы начали с вами строить детскую областную клиническую больницу с поликлиникой и центром диагностики в Сертолово. И, кстати, сейчас строительство идет опережающими темпами.

Нам удалось в 2018 году снизить общий коэффициент смертности на 4,3% до уровня 13,4 на тысячу - это, кстати, лучший показатель за последние 25 лет.

Нам удалось снизить смертность от болезней кровообращения на 16,5%, от новообразований – на 3,6%, но мы отстали по своим же обязательствам по программе, от туберкулеза вообще на 28,8%, смертность от травм от ДТП, смертность от ДТП снизилась на 8,8%, от инфаркта смертность снизилась на 8,5%, от инсульта – на 10,2%. Это лучшие показатели за последние 10 лет.

Параллельно нам необходимо не только заниматься здравоохранением, не только лечить людей, но и воспитывать людей, пропагандировать здоровый образ жизни и, прежде всего, среди молодежи.

Мы за последние 3 года на 15% ежегодно увеличивали общую площадь спортивных сооружений – это очень серьезная цифра.

Если мы начинали в 2012 году с предпоследнего места на северо-западе по обеспечению спортивными сооружениями на одного жителя, то по итогам 2017 года мы уверенно вошли в первую тройку, и это не предел. Мы должны после Петербурга стать вторыми, потому что с Петербургом трудно соревноваться, у них очень серьезная создана база, но есть к чему стремиться.

За ближайшие 5 лет мы вложим не менее чем 2,5 млрд рублей в строительство спортивных сооружений, это только прямые бюджетные инвестиции. Но мы привлекаем и частные инвестиции, и бюджет Газпрома, и бюджет Российской Федерации. Поэтому общая цифра будет выше.

В настоящее время мы планируем точечно льготировать тех частных инвесторов, которые придут строить Ленинградскую область крытые спортивные сооружения.

Да, это дополнительная нагрузка, Роман Иванович. Но мы, действительно, на это должны пойти.

Мы должны давать точечные льготы для того, чтобы пришел инвестор и построил спортивный объект там, где нам это нужно, где нужно жителям Ленинградской области. Это может быть ледовый дворец, это может быть бассейн, это может современный большой стадион районного уровня.

Таким образом, мы сможем, в том числе и создать условия для того, чтобы пришли частные инвесторы.

И, говоря уже о спорте, о поселениях, о городах, конечно, я подхожу к шестой инициативе – "Комфортные поселения".

Здесь как раз одно из самых главных направлений – это повышение качества проживания и развития инфраструктуры поселков и городов Ленинградской области.

Когда мы создадим уровень комфорта на уровне Скандинавии, а мы ставим перед собой такую задачу, чтобы мы наши основные столицы, поселения достигли уровня комфортного проживания, как страны Скандинавии, тогда мы будем считать с вами, что мы решили очень большую и амбициозную задачу.

Мы должны в полной мере осознать приоритетность задач по созданию социальной инфраструктуры, в том числе в местах массового строительства.

И последние годы мы очень плотно занимались этой проблемой, и сегодня мы ставим перед собой задачи, в течение 5 лет полностью обеспечить социальными объектами все территории массового строительства и компактного проживания в Ленинградской области.  А, начиная с 2021 года вести строительство социальных объектов с опережением по отношению к жилым и промышленным объектам. Количество строящихся объектов социальной инфраструктуры третий год у нас увеличивается на 15% по сравнению с прошлым годом. Кстати, за 2017 год мы ввели в эксплуатацию 36 объектов социальной инфраструктуры.

Кроме того, успешно продолжает реализовываться наша программа «Социальные объекты в обмен на налоги» - это соглашение с застройщиками.

По этому соглашению в 2017 году построено 7 детских садов и одна школа. В муниципальную собственность приобретено 5 детских садов и две школы. Так же застройщиками передано в безвозмездное пользование 7 детских садов.

В 2018 году планируется продолжить приобретение и школ, и детских садов по данной программе. В том числе, кстати, нам зафиксирована поддержка в пределах 900 млн рублей из федерального бюджета.

Комфортное проживание – это не только соцобеспечение, не только хорошее жилье, это благоустроенные дворы, парки, общественные пространства, торговые объекты, развлекательные, спортивные объекты, парковки. И мы впервые в 2017 году на это обратили серьезное внимание, у нас стартовал федеральный приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды».

Мы планируем в течение 5 лет вкладывать в этот проект независимо от софинансирования Российской Федерации не менее 1 млрд рублей.

Уже сегодня в 23 городах проведено благоустройство 132 дворов и 42 общественных пространств. Кстати, жителями Ленинградской области по оценке это признано самым эффективным проектом Ленинградской области за 2017 год.

Ни экономические проекты, ни какие-то другие проекты, именно этот проект был признан самым эффективным и нашел самую большую поддержку в сердцах граждан и жителей Ленинградской области.

Говоря о шести приоритетных проектах, у нас есть и поддерживающие проекты, их – 12, среди которых я хотел бы выделить социальную политику, экологию и туризм.

Почему социальную политику?

Вы знаете, что мы приняли Социальный кодекс, и он начал работать.

Наш Социальный кодекс – первый в России, который базируется на одном принципе – принципе нуждаемости, когда социальную помощь получают те, кто больше всего в ней нуждается.

Да, по этому Социальному кодексу часть  категорий граждан, в том числе здесь сидящих выпадает из социальной поддержки, потому что есть критерий нуждаемости.

Но зато это нам позволило увеличить государственную помощь, например,  при пожаре - в 4,5 раза, на приобретение лекарств – в 3 раза, помощь при рождении ребенка – в 1,5 раза и так далее.

Главная задача – обеспечить через 5 лет всем без исключения жителям Ленинградской области минимальный среднедушевой доход на уровне потребительской корзины – плюс 15%.

Особое внимание мы должны уделить социальной защите детей. Сегодня почти 42 тысячи детей в Ленинградской области проживают в семьях со среднедушевым доходом на человека менее 7 тысяч рублей, а 3000 детей в семьях, где среднедушевой доход на члена семьи ниже 3000 рублей.                 И уже в этом году мы должны, Николай Петрович, прошу обратить внимание, к Социальному кодексу принять отдельную программу поддержки таких детей.

Не случайно я говорю о том, что здесь мы должны и минимизировать риски. Здесь  не должна быть прямая финансовая поддержка, потому что это семьи разные. В том числе семьи, где есть не очень хорошие родители.

Поэтому поддержка должна быть финансовой, но реально приходить в семьи через конкретные вещи. Это  одежда, это продукты питания, это лекарства, это возможность отдыха в детских оздоровительных лагерях и зимой, и летом, и так далее.

Я жду от вас  разработки проекта по этим 42 тысячам детей уже к 1 июля этого года.

Президент Российской Федерации выступил с инициативой, которую мы  просто обязаны поддержать, оказывать поддержку семьям с одним или с двумя детьми, пока тем не исполнится полтора года. Соответствующие законы начали работать в 2018 году. Это серьезное подспорье. Но там определена минимальная заработная плата или потребительская корзина.

К сожалению,  у нас таких получателей помощи не так много в Ленинградской области, потому что у нас достаточно неплохой по доходам регион Российской Федерации.

Поэтому мы приняли решение о том, чтобы дополнительно к тому, что принято на уровне Российской Федерации обеспечить денежную  поддержку на рождение первого ребенка в сумме 5000 рублей по достижении его 5 лет за счет средств областного бюджета, исходя из критериев нуждаемости. Отсечка планки – это 20700 рублей на 1 члена семьи. Вот у кого ниже, значит, будут получать дополнительно на ребенка в месяц 5000 рублей. Это, мне кажется, очень серьезная поддержка.

Экология.

Основываясь на ситуации, которая происходит в Московской области и в ряде других регионов, понятно, что я не мог обойти эту тему.

Наверное, самый главный посыл, который я скажу вам, это наша задача до 2021 года создать ситуацию, при которой в границах 50-километровой зоны вокруг Санкт-Петербурга не будет ни одного полигона, который накапливает бытовые отходы.  Вот эта задача, которую мы обязаны решить в течение 3 лет, и мы эту задачу решим.

Вторая задача: обеспечить все условия для того, чтобы работающие полигоны обязательно занимались сортировкой, в том числе глубокой переработкой мусора.

И третья задача: это обеспечить абсолютную прозрачность всех решений, которые связаны с оборотом отходов. Поэтому я неслучайно оставляю задачу и Бурлакову, и Борисову, и прошу вас, депутаты, поддержать принятие Мусорного кодекса Ленинградской области. Это рабочее название. Это закон, который опишет всю ситуацию и весь порядок, связанный с оборотом отходов на территории Ленинградской области.

Это очень важно! Это принципиально для нас важно, тем более в тех условиях, в которых находимся, где 3/4 мусора образуют другие субъекты Российской Федерации, в частности Санкт-Петербург, и который мы вынуждены будем принимать на территории Ленинградской области.

Мы первые начали применять «зеленые технологии», мы должны их продолжать применять, как бы это, Дмитрий Анатольевич, не было бы нам сложно в экологии, потому что «зеленые технологии» требуют определенной поддержки из бюджета. Но мы сегодня первые в России, где есть станция, которая, например, вырабатывает электроэнергию свалочного газа на базе полигона «Новый Свет – Эко». Да, мы в какой-то степени дотируем электроэнергию, которую они вырабатывают, потому что понятно, что она не сравниться с более дешевыми пока источниками электроэнергии. Но это первая ласточка, и «зеленые технологии» мы должны применять. Вообще «зеленые технологии» - это завтрашний день вообще, если мы хотим заниматься серьезной экологией.

Мы активно занимаемся сейчас работой с волонтерами, и очищаем реки и озера от мусора. И не просто очищаем, и не просто благодарим волонтеров. Мы создали конкурентную среду среди волонтеров общественных организаций, и лучшие по достижению показателей (площадь уборки, объем уборки мусора и так далее) получают, в том числе определенную финансовую поддержку из бюджетных и внебюджетных источников. И, кстати, в этом году 5 мая мы будем проводить большую акцию «Чистый берег в Ленинградской области», в которой будут участвовать все районы Ленинградской области.

И, конечно же, самое главное, что нам удалось переломить тенденцию по несанкционированным свалкам. Впервые в 2017 году выявлена статистика… не выявлена, а определена, на уменьшение количества незаконных свалок. Но здесь мы должны и дальше активно сотрудничать, в том числе с природоохранной прокуратурой, с Росприроднадзором, и применять самые современные технологии, которые, кстати, мы уже апробировали: это и фотоловушки, и квадрокоптеры, и использование фото- видеофиксации. А самое главное, это всё-таки неотвратимость наказания за несанкционированную свалку, в том числе изъятие техники, которая используется для вывоза мусора и для работы с мусором на несанкционированных свалках.

У нас есть твердая уверенность, что здесь мы можем навести порядок. И, кстати, такая тенденция уже абсолютно четко прослеживается.

Не могу не сказать еще об одном направлении работы – это туризм.

Мы с вами только вначале большого пути по использованию туристического потенциала Ленинградской области. Но наши с вами решения за последние годы позволили нам за последние 5 лет увеличить туристический поток в наш регион в 2,5 раза. Это тоже очень крепкая цифра! В 2,5 раза мы увеличили поток туристов. И второй год подряд число тех, кто посещает Ленинградскую область в качестве туристов превышает, а в этом году уже почти в 2 раза превышает количество жителей Ленинградской области. Наша задача, чтобы эта цифра была превышена в 5 раз.

Что для этого у нас есть?

Во-первых, уже сегодня мы занимаем 11 место в федеральном рейтинге туристической  привлекательности регионов, 6 место в национальном рейтинге по развитию событийного туризма, при этом несколько месяцев 2017 года мы вообще держались на первой позиции.

У нас есть несколько стратегических мега-проектов, локомотивов развития туристического потенциала Ленинградской области: это и Выборг, это и Коневец, это и Старая Ладога, и многие другие направления.

В качестве еще одного серьезного шага мы хотим создать в течение 3 лет в каждом городе-столице районов Ленинградской области исторический или пешеходный центр, где будет запрещено транспортное движение. Здесь должны находиться исторические или культурные памятники, а в новых городах это новые благоустроенные площадки, где должны появиться точки продажи товаров народного промысла, лавки художников, предприятия общепита, велодорожки, благоустроенные стоянки для машин, которые будут к этой зоне подъезжать и многое другое.

Мы должны брать лучшие примеры привлечения туристов, которые есть сегодня у наших зарубежных соседей, и это всё реализовывать у нас.

Ну и, конечно, крупный проект – это «Серебряное ожерелье». Это проекты, связанные с водным туризмом.

И, кстати, мы выполнили ту задачу, которую я обозначал, выступая перед вами в 2014 году, что мы поднимем мост над Волховом для того, чтобы трехпалубные суда могли заходить в Старую Ладогу, и дальше уходить к Великому Новгороду. Мост поднят, причал построен. Теперь дело за немногим – это чуть-чуть подрасчистить Волхов, и сможем уже доходить до Великого Новгорода.  Поверьте, будет очень интересный туристический маршрут.

Конечно, мега-проект – это реконструкция исторической части Выборга. Мега-проект, потому что цифры инвестиций, которые будут вложены в Выборг в ближайшие годы, это действительно крупные цифры даже для российского масштаба. Более 2 миллиардов – парк Монрепо, более 4,5 миллиардов – Выборгский замок, а в целом Выборг получит сумму порядка 20 миллиардов рублей.

Почему я говорю об этом уже уверенно? Потому что решена принципиальная задача. Всего два города Российской Федерации (малых городов), которые получили статус «Город-музей». И вот один из них это город Выборг. Это значит, что мы обязаны присутствовать во всех федеральных программах, связанных с развитием исторического центра Выборга и с его реставрацией. И еще раз повторю, такие крепкие деньги мы уже из федерального бюджета получаем.

Неслучайно в этом году мы проводим День Ленинградской области в Выборге. 750 лет Выборгу. И только, например, на реставрацию фасадов исторических зданий мы в этом году потратим из бюджета Ленинградской области из фонда капремонта 880 млн рублей, и это не предел. Общая цифра, которую мы планируем вложить в Выборг для реставрации объектов из бюджета Ленинградской области, из различных источников почти 2 миллиарда рублей.

У нас в планах и развитие, и реконструкция, создание туристических зон и в Лодейном Поле, и в Луге, и в Ивангороде, в Новой Ладоге и во многих других населенных пунктах. Как говорится, были бы возможности, а желание у нас есть.

У нас есть шансы попасть в европейский проект «Евровело» - это создание велодорожек вдоль федеральных трасс. Мы сегодня ведем переговоры с Минтрансом о создании такой велодорожки из Выборга, через Санкт-Петербург, в Ивангород. Мы понимаем, что это выгодно, это выгодно в перспективе, потому что велотуризм сегодня развивается в Европе. Велотуристы, как правило, хорошие, в плане источника пополнения доходов для туристической отрасли, клиенты, но это и большие инвестиции по созданию специальных полос и специальных дорожек для велосипедов.

Я закончил свое послание в цифрах. Я закончил свое послание в тексте.

Но не могу не остановиться еще на одном вопросе – это административная реформа. Я неразрывно связываю её с развитием Ленинградской области, и хотел бы несколько слов сказать о ней.

Я поставил очень масштабную, амбициозную задачу и перед Правительством, и перед аппаратом, и перед чиновниками. Для того чтобы наш регион был мощным, с инновационной экономикой, с сильной системой социальной защиты, чтобы он был привлекателен для инвесторов, для туристов, удобным, комфортным для наших граждан, он должен иметь абсолютно современную структуру управления.

Невозможно со старой структурой управления создать и решить новые задачи. Мы должны избавиться от бюрократизма, от тех стандартов, которые мы перенесли из 20 века в 21 век.

Мы сегодня провели анализ эффективности работы госслужащих.

Средняя эффективность работы госслужащих- 75% и ниже. И это только одного из шести госслужащих, а остальных пяти служащих –  50% и ниже. При этом я хочу сказать, что это не субъективная оценка. Это оценка, которая дана в результате анонимного анкетирования самими госслужащими.

И, я хочу сказать, что очень многие признаются, что они дублируют работу, что их функции пересекаются с соседними комитетами, госучреждениями, управлениями, а иногда они просто работают на корзину. А самое главное – мы с вами сегодня инвестируем бюджетные деньги, большие бюджетные деньги, несем затраты на создание современных форм управления, и при этом, создавая современные формы управления, абсолютно не заботимся о том, а что со старыми формами управления? Или с органами управления?

Возьмем простой пример.

Мы ежегодно с вами уже тратим 800 млн рублей на создание многофункциональных центров. Это очень хорошая услуга для населения, и население её оценивает очень высоко.

Это еще и хорошее антикоррупционное решение, потому что мы разрываем чиновника, который принимает решение, будь он муниципальный или государственный, и жителя. Житель, когда приходит, подает в окошко документы, сотрудник принимает, и дальше чиновник не видит заявителя, заявитель не видит чиновника, и эффективность очень хорошая.

Но почему-то создав многофункциональные центры, потратив туда огромное количество денег, мы абсолютно не сократили количество чиновников ни муниципальных, ни государственных, хотя многофункциональные центры часть работы взяли на себя.

Я утвердил программу шести проектов Административной реформы, ее результат должен быть очень простой – это передача отдельных полномочий, которые не являются государственными, не являются чисто чиновничьими -  в госучреждения, либо на аутсорсинг, либо передача на муниципальный уровень. Это создание современных не бюрократизированных процессов. Это привлечение лучших кадров на госслужбу и создание карьерного лифта. Это возможность показать каждому чиновнику, которому будет предложено перейти на другую работу, почему объективно такое решение принято.

Мы хотим, чтобы это было не только на уровне Правительства Ленинградской области, мы предлагаем такую же Административную реформу и на муниципальном уровне.

И не случайно мы говорим о том, что мы предлагаем провести Административную реформу по объединению администраций первого и второго уровня.

Там, где будет на это добрая воля. Но хочу сказать, что у нас есть, например, 56 муниципалитетов, которые в большой  степени датируются из бюджета Ленинградской области, и мы будем с мая месяца вести с ними переговоры о том, чтобы пойти на эксперименты объединения административных полномочий первого и второго уровня. Кстати, такой опыт у нас есть, мы же объединили административные полномочия городов-столиц и районов, и от этого, кстати, тоже очень хороший эффект.

При этом мы абсолютно сохраняем стройную систему местного самоуправления.

У нас сохраняется депутатский корпус, глава муниципального образования, общественные советы, старосты, ТОСы, всё это будет работать по-прежнему на уровне поселений, и будет получать поддержку из бюджета Ленинградской области.

Задачи, которые мы ставим перед собой, действительно, достаточно серьезные, достаточно амбициозные.

Но, поверьте, наверное, никто из вас сегодня в зале не скажет, что это какие-то фантастические задачи. Потому что когда я первый раз выступал перед вами в 2012 году, я всегда вспоминаю это выступление, я поставил первые 10 задач, которые я планирую решить, многие из вас в зале думали, что это очередные слова и очередная предвыборная тактика. Но все эти задачи,  те задачи, которые мы ставили, мы их решили.

Мы с вами в 2014 году, принимая Стратегию развития, ставили перед собой амбициозные задачи, сегодня я вам докладывал, что часть мы решили досрочно.

Это значит, что мы должны и обязаны перед собой ставить задачи за горизонт. Это то, о чем я говорю в каждом послании – задача за горизонт. В каждом отчете я об этом говорю – задача за горизонт. Только тогда мы будем развиваться, только тогда мы будем двигаться вперед.

Спасибо огромное за поддержку и за внимание.».

Обновлено 28.08.2018