Общероссийский

             Конгресс Муниципальных Образований

 

      Общероссийский Конгресс муниципальных образований (ОКМО) - это единое общероссийс­кое объединение муниципальных образований. ОКМО образован в 2006 году советами муниципальных образований 83 субъектов Российской Федерации. Высшим органом управления Конгресса является Общее Собрание членов Конгресса. На нем при­сутствуют руководители региональных советов муниципальных образований - членов ОКМО, а также сотрудники федеральных органов власти, руководители межрегиональных объединений муниципальных образований.

ОКМО и регионы

      Конгресс - это советы муниципальных образований 82 региона России. Результат пятилетнего партнерства - согласованные фор­мы работы, прямой диалог с высокопостав­ленными госчиновниками, развитый инфор­мационный блок, открытые дискуссии с экс­пертами. Вырабатываем общую позицию по инициативам и действиям государства, нахо­дим ответы на сложные проблемы, встающие перед местными властями, особенно в право­вом поле.

ОКМО и международные связи

     ОКМО ~ официальный представитель му­ниципального сообщества РФ за рубежом. Цель - укрепление международных меж­муниципальных связей. ОКМО рекомен­дует Президенту РФ персональный состав муниципальной части российской делега­ции в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы.

ОКМО и федеральная политика

    ОКМО представляет и лоббирует инте­ресы муниципальных образований на федеральном уровне. Конгресс - профес­сиональный посредник между МСУ и гос­властью при налаживании их диалога. Представители ОКМО работают в совеща­тельных органах по вопросам МСУ при Президенте РФ и Председателях обеих палат ФС РФ.

 

НОВЫЙ РАКУРС РАЗВИТИЯ И ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛУЧШИХ ТРАДИЦИЙ ОКМО

                                                                                                                                               Виктор КИДЯЕВ,

                                                                                                                           председатель Комитета

 Государственной Думы ФС РФ

 по федеративному устройству и

 вопросам местного самоуправления,

Президент Общероссийского

конгресса муниципальных образований

 

 

        Виктор Борисович! 14 апреля этого года Вас избрали прези­дентом Общероссийского кон­гресса муниципальных образо­ваний. Как Вы отнеслись к этому факту Вашей биографии?

   Не скрою, предложение воз­главить ОКМО для меня не было неожиданностью. Как председа­телю профильного Комитета Гос­думы, как человеку, который ни один год возглавлял муниципаль­ный район в Республике Мордо­вия, работа Конгресса была понятна и интересна. Я и мои кол­леги по Комитету много и сов­местно работали с руководите­лями ОКМО, Всероссийского совета местного самоуправления, Ассоциации сибирских и дальне­восточных городов, Союза рос­сийских городов, Ассоциации малых и средних городов России, с другими объединения муници­палитетов по формированию па­кета законов, направленных на совершенствование местного са­моуправления в нашей стране.

     Когда члены Конгресса избра­ли меня президентом Общерос­сийского Конгресса муниципаль­ных образований, я оценил это как огромную ответственность, прежде всего, перед членами ОКМО, своими коллегами по Комитету.

         На общем Собрании ОКМО, которое прошло в апреле этого года, его участники получили при­ветствие Президента России. В нем Владимир Владимирович Путин определил значимость та­кого муниципального объедине­ния как ОКМО и его задачи: «...Сегодня в вашей повестке -целый комплекс актуальных проб­лем, связанных с повышением эффективности и ресурсных воз­можностей муниципальной влас­ти, укреплением законодатель­ства в этой важнейшей сфере.

      У института местного самоуп­равления в нашей стране богатая история и замечательные тради­ции. Имею в виду исключитель­ную роль, которую сыграли зем­ства и органы городского самоуп­равления в развитии отечествен­ного здравоохранения, образова­ния, просвещения. А главное - в деле вовлечения людей различ­ных сословий в решение задач местного значения.

      Уверен, что это уникальное профессиональное, творческое, организационное наследие долж­но быть обязательно востребова­но - в интересах развития муни­ципальной власти в современных условиях. Ведь именно на этом уровне решаются ключевые и самые чувствительные вопросы, определяющие качество жизни граждан.

         Это, прежде всего, благоуст­ройство городов и сел, обеспече­ние порядка в ЖКХ, развитие социальной инфраструктуры. И, конечно, необходимо создавать возможности для прихода в муни­ципальные структуры квалифици­рованных специалистов, поддерживать широкое участие граждан в реализации муниципальных проектов и программ.

      Уверен, что выдвинутые в ходе собрания рекомендации и пред­ложения обязательно найдут воп­лощение в практической деятель­ности...».

     Виктор Борисович! Вступив в должность президента Конгрес­са, Вы уже провели ряд встреч с руководителями АСДГ, СРГ, АМСГР, другими межрегиональ­ными Ассоциациями. Скажите, каков был лейтмотив этих кон­сультаций? Какие предложения были высказаны, прежде всего, теми, кто является членами ОКМО?

      Деятельность всех этих орга­низации нацелена, прежде всего, на расширение межмуниципаль­ного сотрудничества, проведение совместных мероприятий, выра­ботку конкретных инициатив, ко­торые в конечном итоге форми­руют позицию муниципального сообщества России по главным направлениям развития местного самоуправления, развития муни­ципальной реформы.

      Уже сегодня я могу с уверен­ностью сказать, что все они бу­дут партнерами и помощниками ОКМО. Мы уже давно сотрудни­чаем, например, с Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов, Ассоциацией малых и средних городов России, Союзом Российских городов.

         Мы намерены взаимодейство­вать и с Всероссийским Советом местного самоуправления, кото­рый возглавляет председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, ре­гиональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров. В ходе подго­товки Общероссийского совеща­ния советов муниципальных обра­зований субъектов РФ, которое состоится в Государственной Думе 8 июля 2015 года, мы пред­ложим подписать соглашение о сотрудничестве между ОКМО и ВСМС. Обе организации возглав­ляют председатели профильных Комитетов Госдумы и Совета Федерации - значит, инициативы из регионов будут, в случае необходимости, быстрее превра­щаться в законодательные ини­циативы. К тому же, вместе нам будет удобнее отслеживать реа­лизацию на местах принятых законов.    1

         Я уверен, что такие же парт­нерские связи мы установим и с другими общероссийскими, меж­региональными Ассоциациями. В то.же время мы всегда должны помнить, что основа ОКМО - ре­гиональные советы муниципальных образований. Именно даль­нейшее развитие и укрепление регионального звена нашего объ­единения и является первооче­редной задачей Конгресса. Об этом мы, в том числе, и будем вес­ти большой разговор на Обще­российском совещании 8 июля. Ключевым направлением своей работы Конгресс должен сделать активный поиск новых форм взаи­модействия регионов и муници­палитетов и оказания им высоко­профессиональной консультационной помощи.

         Конгресс может и должен стать реальным и активно работающим органом межмуниципального сот­рудничества. У ОКМО есть все возможности, чтобы заявить о себе как об эффективной пло­щадке для выражения интересов муниципалитетов и их лоббиро­вания в самом лучшем смысле этого слова. Конгресс может и должен стать тем местом, где аккумулируются, анализируются и откуда распространяются среди руководителей и специалистов лучшие практики муниципального управления и муниципального хозяйствования.

      Я думаю, не будет лишним до­бавить, что ОКМО - организация, обладающая очень серьезным потенциалом. Она была создана в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ в 2006 году и объединяет сегодня 82 регио­нальных совета и три иных объединения муниципальных образо­ваний.

        На заседании президиума ОКМО и Совещания руководи­телей региональных Советов муниципальных образований РФ Вы готовитесь представить но­вую Стратегию развития Конг­ресса и пути ее реализации. Какова эта Стратегия, ее основ­ные направления?

         В совещании, о котором мы говорим, примут участие предсе­датели и руководители исполни­тельных органов Советов муници­пальных образований субъектов Российской Федерации, полно мочные представители Прези­дента Российской Федерации в федеральных округах или их заместители, курирующие мест­ное самоуправление, руководи­тели профильных федеральных органов государственной власти, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, уче­ные и эксперты в сфере местного самоуправления, представители СМИ. Представительство, как Вы видите, будет солидным. Это де­лает совещание будет стартовым событием нового этапа развития ОКМО.

         Если говорить о Стратегии, то она должна базироваться на нор­мах Федерального закона № 131-ФЗ, основных уставных задачах Конгресса, конкретизируя их и наполняя новым содержанием.

         Современные условия и внут­ри России, и на международной арене ставят перед ОКМО новые задачи и дают ему новые возмож­ности. Но для этого нужно нала­дить обратную связь между сове­тами муниципальных образований субъектов Российской Федера­ции и Конгрессом.

      ОКМО станет центром обще­ния муниципалов между собой, а также с региональной и феде­ральной властью, с общественны­ми организациями и региональными объединениями.

     Наша основная цель - стать для муниципальных образований, региональных советов муниципа­литетов, можно сказать, родными и близкими людьми, профессио­нальными специалистами, к кото­рым всегда можно обратиться за советом и помощью.

      Окончательный вариант нашей стратегии будет сформирован уже по итогам этой и предыдущих встреч, консультаций с нашими коллегами в регионах. Мы обсу­дим конкретные инициативы и членов президиума, который прой­дет в канун Совещания. А затем обобщим все это в итоговом документе.

         Вместе с тем могу сказать, что суть Стратегии заключатся в том, что ОКМО возрождает и активи­зирует работу региональных со­ветов муниципальных образова­ний - основы Конгресса. ОКМО представляет и лоббирует инте­ресы муниципальных образова­ний на федеральном уровне. И мы имеем все возможности сде­лать ОКМО своего рода третьей палатой парламента.

      Важное направление работы -взаимодействие с международ­ными организациями.

Уже налажена работа с евро­пейскими странами. А почему бы не расширить сотрудничество и с муниципалитетами и их ассоциа­циями в странах ШОС и БРИКС, инициируя создание в этих орга­низациях структур, аналогичных Конгрессу местных и региональ­ных властей Совета Европы?

      ОКМО уже сегодня представ­ляет интересы муниципалов в федеральных органах власти, в совещательных органах и иных учреждениях, созданных для со­действия решению вопросов госу­дарственной политики, затраги­вающих интересы местного самоуправления. Надо активизировать эти направления. Активнее рабо­тать в общероссийских и межре­гиональных общественных объе­динениях, в организациях, осу­ществляющих управленческую и хозяйственную деятельность в сферах, касающихся интересов местного самоуправления.

     Пришло время услышать и защитить муниципальные обра­зования на федеральном уровне, почувствовать имеющиеся проб­лемы.

Движение в этом направлении идет. Так относительно недавно мы сообща приложили большие усилия, чтобы решить вопрос с контрольно-надзорными органами. Я выступил на коллегии Генпро­куратуры, потом в 131-й Феде­ральный закон были внесены поправки и ситуация как-то стала выправляться.

      К сожалению, мы сейчас опять стали фиксировать негативную динамику. Причем из муници­пальных образований стали пос­тупать сигналы не на санитарных врачей или пожарных, а на проку­роров. По-видимому некоторые прокуроры на местах забыли, что главное в их работе - профилак­тика, а карательный уклон в отно­шении органов местного само­управления - конституционных ор­ганов народовластия - попросту неуместен.

         Одновременно ОКМО должен обеспечивать муниципальные об­разования полной и достоверной информацией о деятельности организаций, которые занима­ются проблемами местного само­управления.

      Нам предстоит более эффек­тивно использовать представи­тельство ОКМО в совещательных органах по вопросам местного самоуправления при Президенте РФ и Председателях обеих палат Парламента.

      Вот только некоторые наметки нашего движения вперед.

      Но при всем при этом у Конгресса были и есть свои традиции?

      Несомненно! Нам нельзя забы­вать лучшие традиции Конгресса. У нас наработан огромный опыт взаимодействия с советами муни­ципальных образований, но сотрудничество нужно углублять и расширять. Хотелось бы, чтобы и сами советы муниципальных об­разований проявляли большую активность и деловитость в обще­нии с головными структурами ОКМО. От нашей осведомленно­сти о проблемах местного уровня зависит решение этих проблем, а значит, качество жизни в городах и селах.

      Цели и порядок формирова­ния ОКМО прописаны в законе о местном самоуправлении и, ко­нечно, останутся прежними. Но что-то неизбежно будет меняться. В местном самоуправлении долж­ны участвовать все жители муни­ципалитетов, а значит необходи­мо повысить их гражданскую ак­тивность. Необходим поиск таких форм взаимодействия, при кото­рых не только советы, но и граж­дане будут нуждаться в общении с ОКМО.

      Региональные и федеральные власти, в свою очередь, должны прислушиваться к опыту муници­палитетов - они лучше всего знают жизнь на местах, специфи­ку каждого города и поселка. Вот почему важно развивать лучшие муниципальные практики.

      Уверен, что для строительства сильного государства нам надо использовать потенциал каждого муниципального образования. Только вместе мы - сила.

      Виктор Борисович! А что в ближайших планах ОКМО?

      Для начала мы запустим меха­низм двустороннего движения, чтобы образующие Конгресс со­веты муниципальных образова­ний субъектов Российской Феде­рации нас слышали, а мы их. Мы будем по всем вопросам совето­ваться с ними, а они с нами как со старшим товарищем и партнером.

         В ОКМО необходимо, нако­нец, создать Палаты по основным видам муниципальных образова­ний: Палату городских округов, Палату муниципальных районов, Палату городских поселений, Па­лату сельских поселений. Наме­тить деятельность Комитетов по основным направлениям муници­пальной деятельности и муници­пального хозяйства. В Палатах обсуждать различные вопросы будут руководители муниципали­тетов, а в Комитетах - специали­сты и эксперты.

      Исполнительная дирекция ОКМО будет укреплена и струк­турно, и кадрово. Создадим свой Центр правовой работы и монито­ринга, запустим новые сайты, чтобы в ежедневном режиме при­нимать вопросы и информацию из регионов и от муниципальных образований, оперативно реаги­ровать на них.

      Эксперты, которых мы плани­руем собрать в Комитеты по нап­равлениям муниципальной дея­тельности, будут выявлять и офор­млять блоки проблем - по ЖКХ, транспорту, финансам, экономи­ке, социальной сфере. Самый острый вопрос сегодня и всегда -финансовое обеспечение муници­палитетов. Важнейшего внимания заслуживают социально-экономи­ческие проблемы.

         Отдельная тема - обобщение лучших практик муниципальных образований. Будем проводить конкурсы, обобщать практику с мест. Но главное, лучшие практи­ки должны не только обобщаться, но и внедряться в муниципальных образованиях. Вот, например, ВСМС большое внимание в своей работе уделяет лучшим практи­кам. ОКМО не только соберет лучший опыт, но и поможет его освоить на территориях. Напри­мер, где-то наладили работу муниципального и коммерческого транспорта, эффективно отремонтировали дороги по новой технологии, построили социаль­но-важные объекты, и мы организуем туда поездку с участием руководителей городов и райо­нов. Для обсуждения самых акту­альных проблем будем проводить на местах «круглые столы», при­влекая к их участию парламента­риев всех уровней.

      Необходимо также повышать профессионализм муниципаль­ных кадров. Каждый регион дол­жен обучать и проводить пере­подготовку специалистов. Будем работать в этом направлении совместно с Российской Акаде­мией народного хозяйства и госслужбы, другими ведущими вуза­ми страны. Планируем проводить межрегиональные семинары в каждом федеральном округе.

      Вообще, взаимодействие с советами муниципальных образо­ваний мы предполагаем строить, прежде всего, по федеральным округам. Для начала я встречусь со всеми девятью Полномочными представителями Президента в округах, мы согласуем и утвер­дим план работы с советами муниципальных образований в округах на ближайший год.

      Как видите, предстоит боль­шая работа, но это новые воз­можности и для муниципальной, и для федеральной власти по ук­реплению и развитию нашей Родины.

       Спасибо, Виктор Борисович, как всегда за очень полезную и содержательную беседу! Из нее ясно, что будет много интерес­ных событий в жизни муници­пального сообщества России, а наш журнал будет целенаправ­ленно об этом рассказывать.

      Успехов Вам и Общерос­сийскому конгрессу муници­пальных образований, всему нашему местному самоуправ­лению!

 

 

 

 

© 2001-2017 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.