Положение о Межотраслевом совете потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Ленинградской области

1. Общие положения

1.1. Межотраслевой совет потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при Губернаторе Ленинградской области (далее - Совет) является постоянно действующим совещательно-консультативным органом при Губернаторе Ленинградской области по вопросам контроля за деятельностью субъектов естественных монополий в Ленинградской области.

1.2. Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ленинградской области, областными законами и иными нормативными правовыми актами Ленинградской области, а также настоящим Положением.

1.3. Совет осуществляет свою деятельность независимо от иных отраслевых, общественных и экспертных советов при органах исполнительной власти Ленинградской области, субъектов естественных монополий и комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

При этом в целях создания эффективной системы контроля Совет осуществляет взаимодействие с указанными отраслевыми, общественными и экспертными советами, проводит совместные совещания, в том числе на постоянной основе, по вопросам, относящимся к компетенции Совета.

1.4. Совет в своей деятельности руководствуется следующими принципами:

а) независимость, при которой текущая профессиональная деятельность отдельных членов Совета не должна влиять на объективность и самостоятельность принимаемых ими решений;

б) полнота учета мнения широкого круга потребителей, предусматривающего участие Совета на каждом этапе формирования и реализации инвестиционной программы субъекта естественной монополии и формирования тарифа на ее товары и услуги с обязательным итоговым учетом мнения Совета и его публичным размещением в открытом доступе.

При наличии замечаний или комментариев по инвестиционным программам субъектов естественных монополий, проектам тарифных заявок и устанавливаемым тарифам Совет направляет их в форме таблицы для последующего рассмотрения на заседании правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области;

в) баланс представительства участников (обеспечение равного участия в Совете интересов различных групп потребителей);

г) открытость и гласность деятельности Совета на всех этапах работы.

1.5. Информация о деятельности Совета, включая протоколы заседаний, подлежит размещению в открытом доступе на официальном сайте Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.lenobl.ru), на ином ресурсе, определенном решением Совета, а также распространению посредством средств массовой информации.

1.6. Совет осуществляет свою деятельность на безвозмездной добровольной основе.

2. Цель деятельности Совета

Основной целью деятельности Совета является доведение до сведения комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и субъектов естественных монополий позиции потребителей, достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемых субъектами естественных монополий товаров и услуг для потребителей.

3. Основные задачи и направления деятельности Совета

3.1. Основными задачами Совета являются:

а) участие в разработке и обсуждении на ранних стадиях формирования отраслевых стратегических документов Ленинградской области, которые могут определять перечень инвестиционных объектов субъектов естественных монополий, подлежащих последующему включению в инвестиционные программы субъектов естественных монополий (схемы территориального планирования, прогнозы социально-экономического развития Ленинградской области и иные сферы, в которых субъекты естественных монополий осуществляют свою деятельность), в соответствии с регламентом участия Совета в разработке и обсуждении указанных стратегических документов;

б) подготовка заключений на проекты инвестиционных программ субъектов естественных монополий с учетом защиты интересов потребителей, итогов широкого общественного обсуждения, а также взаимосвязи со стратегическими документами в сфере социально-экономического развития Ленинградской области;

в) осуществление контроля формирования и реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий;

г) осуществление контроля тарифного регулирования субъектов естественных монополий с учетом поступивших предложений по установлению тарифов на товары (услуги) субъектов естественных монополий;

д) обеспечение взаимодействия потребителей с комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, субъектами естественных монополий, органами исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющими функции по согласованию и утверждению инвестиционных программ субъектов естественных монополий.

3.2. Основные направления деятельности Совета:

а) на стадии формирования и утверждения схем территориального планирования Ленинградской области и других стратегических документов по вопросам территориального и экономического развития Ленинградской области:

анализ и внесение предложений по содержанию стратегических документов развития соответствующей отрасли естественной монополии, социально-экономического развития Ленинградской области, территориального развития и т.д.,

разработка и принятие регламента участия Совета в разработке и обсуждении отраслевых стратегических документов Ленинградской области, которые могут определять перечень инвестиционных объектов субъектов естественных монополий, подлежащих последующему включению в инвестиционные программы субъектов естественных монополий;

б) на стадии формирования и утверждения инвестиционных программ субъектов естественных монополий:

анализ и оценка соответствия положений проекта инвестиционной программы субъекта естественной монополии стратегическим документам по вопросам развития соответствующей отрасли естественных монополий, территориального и экономического развития Ленинградской области,

анализ показателей экономической, технологической, социальной и экологической эффективности проектов инвестиционных программ субъектов естественных монополий,

оценка проведенной экспертизы проекта инвестиционной программы субъекта естественной монополии и при необходимости инициирование повторной экспертизы (в соответствии со стандартом проведения публичного технологического и ценового аудита),

подготовка заключения на проект инвестиционной программы субъекта естественной монополии, содержащего в том числе оценку обоснованности включения тех или иных объектов в инвестиционную программу, оценку показателей эффективности инвестиционной программы, оценку обоснованности источников финансирования и их объемов,

представление альтернативных предложений при формировании инвестиционной программы субъекта естественной монополии,

оценка степени соответствия потребностям потребителей с учетом сохранения надежности системы и качества,

привлечение к рассмотрению проекта инвестиционной программы субъекта естественной монополии независимых экспертов и специализированных организаций,

проведение общественного обсуждения проекта инвестиционной программы субъекта естественной монополии с использованием официального сайта Администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.lenobl.ru) (далее - официальный сайт Администрации Ленинградской области) и подготовка предложений по корректировке программы по результатам общественного обсуждения,

подготовка предложений для Правительства Ленинградской области и субъектов естественных монополий о целесообразности утверждения (корректировки) проекта инвестиционной программы субъекта естественной монополии,

размещение указанных документов и материалов на официальном сайте Администрации Ленинградской области;

в) на стадии реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий:

осуществление мониторинга хода реализации инвестиционной программы субъекта естественной монополии, достижения (недостижения) целевых показателей инвестиционной программы, соблюдения (несоблюдения) графика и объемов финансирования инвестиционной программы субъекта естественной монополии,

оценка загруженности построенных (модернизированных) мощностей, их востребованности,

осуществление мониторинга закупок, цен и договорных условий в рамках осуществления инвестиционной программы субъекта естественной монополии,

подготовка по результатам анализа заключения о выявленных несоответствиях и возможностях повышения эффективности реализации инвестиционной программы и предложений по дальнейшей реализации программы для Правительства Ленинградской области и субъектов естественных монополий,

привлечение независимых экспертов и специализированных организаций при проведении анализа,

оценка и проведение независимой экспертизы эффективности и результативности реализации инвестиционной программы субъекта естественной монополии,

заказ независимой экспертизы, в том числе после завершения реализации инвестиционной программы субъекта естественной монополии,

представление заключений по результатам исполнения инвестиционной программы субъекта естественной монополии,

размещение указанных документов и материалов на официальном сайте Администрации Ленинградской области;

г) на стадии осуществления контроля тарифного регулирования субъектов естественных монополий:

формирование заключений по проектам тарифных решений,

представление альтернативных предложений по рассмотрению тарифных заявок в интересах потребителей,

анализ последствий предлагаемых тарифных решений;

д) на стадии урегулирования споров:

участие в рассмотрении в досудебном порядке споров, связанных с установлением и(или) применением регулируемых цен (тарифов),

оказание содействия во внесудебном урегулировании текущих споров между потребителями и субъектами естественных монополий,

оказание содействия в защите прав потребителей путем направления соответствующих предложений и обращений в комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

обращение в федеральный орган исполнительной власти по вопросам рассмотрения разногласий, связанных с вопросами регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

3.3. Задачи Совета по осуществлению контроля тарифного регулирования достигаются посредством:

участия представителей Совета в заседаниях правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области;

подготовки заключений на проект тарифных решений, включая оценку последствий предлагаемых решений;

проведения экспертизы обоснованности тарифной заявки;

анализа последствий предлагаемых тарифных решений;

проведения Советом общественного обсуждения вопросов установления (изменения) тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий с использованием официального сайта Администрации Ленинградской области и доведения мнения потребителей до Губернатора Ленинградской области и(или) субъекта естественной монополии.

3.4. Задачи Совета также реализуются посредством участия Совета и(или) членов Совета в разработке (изменении, дополнении) нормативных правовых актов, регламентирующих в том числе различные аспекты деятельности субъектов естественных монополий, комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, вопросы тарифной политики.

4. Порядок формирования и численность Совета

4.1. Состав Совета утверждается Губернатором Ленинградской области по предложению Общественной палаты Ленинградской области.

При представлении кандидатур в состав Совета необходимо учитывать наличие у кандидатов профессиональных знаний, навыков и квалификации, а также обеспечить включение в состав Совета как минимум по одному специалисту в каждой из отраслей естественных монополий: энергетике, предоставлении коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение), транспорте.

В Совет не могут входить представители органов исполнительной власти Ленинградской области (за исключением Губернатора Ленинградской области), а также субъектов естественных монополий, осуществляющих деятельность на территории Ленинградской области, или аффилированные с такими субъектами лица.

4.2. Совет формируется в составе не более 24 членов Совета при соблюдении следующего соотношения:

одна треть членов Совета обеспечивается участием представителей крупных потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий, представителей региональных отделений общероссийских общественных организаций, региональных бизнес-ассоциаций;

одна треть членов Совета обеспечивается участием представителей общественных некоммерческих организаций и(или) организаций по защите прав потребителей;

одна треть членов Совета обеспечивается участием представителей парламентских политических партий, представителей органов местного самоуправления.

В состав членов Совета также могут входить Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ленинградской области и член Общественной палаты Ленинградской области.

4.3. В рамках Совета также могут формироваться отраслевые палаты.

5. Компетенция и порядок деятельности Совета

5.1. В целях решения задач и осуществления своей деятельности Совет имеет право:

при проведении анализа, мониторинга и оценки эффективности инвестиционных программ субъектов естественных монополий знакомиться с информацией, относящейся к рассматриваемой инвестиционной программе, а также информацией по разработке и утверждению тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

знакомиться с отчетами об этапах реализации инвестиционных программ и об оценке эффективности инвестиционных программ субъектов естественных монополий, включая прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и Ленинградской области, схемами территориального планирования, стратегиями развития, результатами независимой экспертизы;

запрашивать у органов исполнительной власти Ленинградской области и субъектов естественных монополий информацию по вопросам, относящимся к компетенции Совета;

взаимодействовать с общественными и экспертными советами при органах исполнительной власти Ленинградской области, субъектов естественных монополий и советами потребителей при отраслевых правительственных комиссиях, в том числе участвовать в их заседаниях.

5.2. Основной формой деятельности Совета являются заседания, которые проводятся в соответствии с графиком рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Совета, но не реже одного раза в полгода.

Повестка дня и список вопросов, рассматриваемых на заседании Совета, формируются секретарем Совета с учетом поступивших предложений Губернатора Ленинградской области, Правительства Ленинградской области и членов Совета.

5.3. Заседание Совета считается состоявшимся при условии участия в заседании половины членов Совета от его состава.

5.4. Внеочередное заседание Совета может быть проведено по инициативе не менее одной трети членов Совета или Губернатора Ленинградской области.

5.5. На первом заседании Совета из его состава простым большинством голосов присутствующих на заседании избираются председатель Совета и заместитель председателя Совета.

Организация текущей деятельности Совета осуществляется председателем Совета, а в его отсутствие - заместителем председателя Совета.

5.6. Члены Совета назначаются на три года, председатель Совета - на один год. По истечении срока полномочий на голосование вносится вопрос о ротации председателя Совета и отдельных членов Совета.

5.7. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета осуществляет секретариат Совета. Количество членов секретариата Совета и кандидатура секретаря Совета утверждается решением Совета.

5.8. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от общего числа членов Совета. При равенстве голосов членов Совета решающим является голос председателя Совета.

5.9. Член Совета участвует в заседаниях Совета лично либо направляет своего представителя (по доверенности). Если член Совета не может лично присутствовать на заседании Совета, он имеет право заблаговременно представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое приравнивается к участию в заседании Совета, учитывается при голосовании и принятии решения.

В случае несогласия с принятым решением член Совета вправе изложить в письменном виде особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания Совета.

5.10. На заседания Совета могут быть приглашены (без права голоса) представители органов исполнительной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления Ленинградской области, представители субъектов естественных монополий.

5.11. Уровень представителей органов исполнительной власти Ленинградской области должен быть не ниже уровня руководителя органа исполнительной власти Ленинградской области, уровень представителей субъектов естественных монополий - не ниже уровня члена правления или заместителя генерального директора.

5.12. Для осуществления деятельности Совет может привлекать для работы в составе комиссий и рабочих групп экспертов и консультантов из числа научных работников и других специалистов.

5.13. На заседаниях Совета могут присутствовать представители средств массовой информации.

5.14. Решения Совета отражаются в протоколах заседаний Совета, имеют открытый рекомендательный характер и подписываются председателем Совета и секретарем Совета.

Протоколы, решения, стенограммы заседаний Совета, а также иные документы подлежат размещению на официальном сайте Администрации Ленинградской области.

При наличии технической возможности заседания Совета могут сопровождаться интернет-трансляцией.

5.15. До 25 января года, следующего за отчетным, Совет публикует годовой отчет о результатах работы и размещает его на официальном сайте Администрации Ленинградской области.

6. Участие Совета в деятельности комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области и субъектов естественных монополий

6.1. Для представления позиции Совета по инвестиционным программам, тарифам (тарифным заявкам) на заседание правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области могут быть направлены представители (в количестве трех человек), избираемые на заседании Совета из состава Совета (далее - представители).

6.2. Представители участвуют в заседаниях правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области без права голоса.

6.3. Представители вправе:

вносить замечания и предложения по повестке дня заседания правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

вносить проекты решений и поправок к ним;

представлять мнение потребителей и(или) решения Совета;

излагать особое мнение по рассматриваемому вопросу, которое вносится в протокол заседания правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

6.4. Представители участвуют в заседании правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области без права замены. Если представитель не может присутствовать на заседании правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области по уважительным причинам, он имеет право заблаговременно представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое приравнивается к участию в заседании.

6.5. Для представления позиции Совета по инвестиционным программам, тарифам (тарифным заявкам) на заседании соответствующего органа управления субъекта естественной монополии, уполномоченного утверждать инвестиционные программы субъектов естественных монополий и подготовку тарифных заявок (далее - орган управления субъекта естественной монополии), направляются уполномоченные (не более трех человек), избираемые из состава Совета на заседании Совета (далее - уполномоченные).

6.6. Уполномоченные участвуют в заседаниях органа управления субъекта естественной монополии без права голоса.

6.7. Уполномоченные вправе:

предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях органа управления субъекта естественной монополии;

вносить замечания и предложения по повестке дня заседания органа управления субъекта естественной монополии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

вносить проекты решений и поправок к ним;

представлять мнение потребителей и(или) решения Совета;

излагать особое мнение по рассматриваемому вопросу, которое вносится в протокол заседания органа управления субъекта естественной монополии.

6.8. Уполномоченные участвуют в заседаниях органа управления субъекта естественной монополии без права замены. Если уполномоченный не может присутствовать на заседании органа управления субъекта естественной монополии по уважительным причинам, он имеет право заблаговременно представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме, которое приравнивается к участию в заседании органа управления субъекта естественной монополии.

6.9. Представители и уполномоченные исполняют свои обязанности на безвозмездной основе.

Обновлено 12.01.2021